В 18 лет командир отделения минометчиков Григорий Крюков выкуривал бандеровцев с Западной Украины. Война сделала его главой большой семьи уже в июне 1941 г. Тогда старшего из братьев Крюковых направили на освоение заволжских степей, отца забрали на фронт, мама умерла, а за ней — грудная сестренка. На руках у 14-летнего подростка остались больная бабушка и двое младших братьев. Он без отдыха работал на полях Быковского сельхозтехникума и на домашнем подворье, пока не подошло и его время защищать Родину.
«Чем крепче тыл, тем фронт сильнее»
В первое военное лето в армию ушли почти все мужчины из их села за исключением нескольких трактористов. Один из них, Михаил Лимасов, переманил Григория из конюшни и взял над ним шефство. Обучил работать на тракторах СТЗ и СТЗ-НАТИ, позже на комбайне.
— У нас на гумне висел плакат «Чем крепче тыл, тем фронт сильнее». Так что я, хоть и был маленький ростом, старался не отставать от взрослых, работал для фронта и для победы. Пахал, сеял, убирал урожай, мешки с зерном таскал на второй этаж. Денег нам за работу не платили, но выдавали муку, овощи, зерно. Дома была корова и пять овец. Так что младшие братья не голодали, а старались помогать мне по хозяйству, — вспомнил Григорий Семенович.
В Быковский район, что находился в 120 км от Сталинграда, война не дошла. Но как горел город после немецкой бомбежки в августе 1942-го, жители Заволжья видели. На рассвете Григорий косил сено. Поднял голову, чтобы передохнуть: а по небу тянется черная полоса. Потом узнал, что это дым от сталинградских пожаров.
После этого на полях сельхозтехникума стали готовить площадку под аэродром. Григорий вспахивал ее, потом видел, как прилетели самолеты-кукурузники, а к ним в придачу привезли бомбы.
— Но по какой-то причине аэродром бездействовал, — рассказал мой собеседник. — Самолеты спрятали в садах. Бомбы мы отвозили в Яблоневый овраг, там их забирали красноармейцы. Делали это по ночам, но немцев не смогли обхитрить. Те сбрасывали с самолетов осветительные ракеты — и после этого, действительно, хоть иголки собирай. Однажды мы уронили бомбу в овраг. Но было так светло, что долго не могли сдвинуться с места, чтобы поднять ее.
И после Победы воевали…
В конце 1944 г. Григория Крюкова вызвали в военкомат, а там разговор короткий. Повестку в руки: «Завтра в семь утра приходи с харчами». Утром новобранцев отправили в дальний путь: пешком до Николаевска, по Волге до Камышина, поездом до украинского города Станислава, который сейчас называется Ивано-Франковск.
— С ноября 1944 года я был зачислен в 64-й учебный стрелковый полк, а через три месяца как командир отделения минометчиков уже участвовал в рейдах по уничтожению немецких и бандеровских формирований, скрывавшихся в лесах Западной Украины. Время шло: уже закончилась Великая Отечественная война, люди вернулись по домам, а мы все воевали с бандами, — объяснил ветеран.
Конечно, он скучал по родным. И отправлял отцу, как договорились, понятные только им двоим письма. Каждую строку начинал с нужной буквы — и в результате по вертикали выходило слово «Станислав». Так отец, прошедший войну от Волги до Одера и возвращавшийся домой, заехал к сыну в этот город, подарив ему счастливые минуты долгожданной встречи. Но было и другое…
— В одном из боев был смертельно ранен мой земляк и закадычный друг Васька Крахмалев. Были и другие потери, но об этой я переживал больше всего, — признался Григорий Семенович.
Бескозырка новая, ленточки вразлет
В октябре 1945 г. после ликвидации основных бандформирований на Западной Украине старший сержант Крюков был направлен на Краснознаменный Балтийский флот. В шесть лет службы уместились учебный отряд в Кронштадте, отряд вновь строящихся кораблей в Ленинграде, бригада шхерных кораблей, отряд малых канонерских лодок, где наш старшина 1-й статьи командовал бронекатером, участвовал во флотских учениях и подготовке молодых моряков.
Вернувшись после окончания службы в Сталинград, Григорий Крюков не спрятал морскую форму в шкаф. Он надевал ее по праздникам, когда на родном заводе «Баррикады» чествовали ветеранов. А еще когда шел выбивать земельный участок для постройки собственного дома. В итоге дом построил, двоих детей вырастил, четверым внукам и пятерым правнукам помогает до сих пор. На заводе от помощника машиниста железнодорожного крана вырос до начальника депо.
И сегодня ветеран не оглядывается на годы. Он частый гость и интересный рассказчик на уроках мужества в школах, главный балагур и первый танцор на встречах ветеранов. Одним словом, морская душа…
Алла САВЧИШИНА.