В Волгограде подвели итоги I всероссийского фестиваля жестовой песни
Кто из нас не любит напевать любимые мелодии? Кажется, нет в этом ничего особенного. Но есть среди нас люди, для которых такая простая вещь, как пение, оказывается делом нелегким. Им с трудом даются слова, они не слышат музыку, но все равно поют… передавая все краски песни мимикой и жестами. В Волгограде для детей с нарушением слуха прошел I Всероссийский фестиваль жестовой песни «Как взмах крыла».
С песней в душе
Необычный трехдневный марафон собрал на одной площадке 120 ребят в возрасте до 21 года из 19 городов России. Свое творчество всем присутствующим демонстрируют коллективы из Волгограда, Оренбурга, Белгорода, Великого Новгорода, Воронежа, Казани, Москвы, Краснодара, Пятигорска, Твери и других городов.
На сцене Волгоградского музыкального театра ребята из Великого Новгорода под песню «Реченька-речушка» поют без голоса — с помощью четкой артикуляции, жестов и пластики, передавая смысл и настроение песни. Музыку они не слышат — чувствуют.
Жестовая песня — это собрание музыки, пантомимы, танца, актерского мастерства. По сути, она представляет собой сурдоперевод композиций, записанных слышащими, на специальный язык, которым пользуются люди с недостатками слуха.
Но жесты здесь не самое главное — сложность исполнения состоит в том, что сначала исполнителю нужно понять и прожить песню в своей душе. Передать с помощью рук смысл песни, ее настроение и эмоции — задача не из простых, ведь выразительный и пластичный язык жестов может сказать гораздо больше, чем реплики.
Открывая таланты
— Сами жесты играют далеко не главную роль. Если взять и просто перевести песню на язык жестов, это будет похоже на машинный перевод текста с русского на английский, он ничего не даст ни для понимания песни, ни для понимания человека, который ее исполняет, — говорит Ася Осадчая, директор Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида № 7.
Глядя на то, как у ребят горят глаза, а сами они уверенно держатся по сцене, возникает чувство, что они на ней выросли.
Но ощущение это обманчиво, говорят педагоги. Чтобы ребенок чувствовал себя раскованно и свободно, выражал свои эмоции красивыми, яркими, запоминающимися жестами, надо приложить немало сил. И задача педагога раскрыть дар, который есть у ребенка, будь то живость, яркость, креативность или артистизм.
— На создание одной песни уходят месяцы и даже годы тяжелой упорной работы, которая начинается с того, что ребятам разъясняют содержание песни, эмоции и мысли, заложенные автором. Ведь у каждого слова есть множество оттенков, и исполнителю важно их правильно передать. Это очень нелегко, потому что человек с проблемами слуха неэмоционален и к тому же не слышит музыки. Яркие выразительные жесты, горящие глаза детей, жесты и мимика — это все, соединяясь воедино, и создает удивительное ощущение у человека, который смотрит и слушает эту песню, — объясняет Ася Моисеевна.
Стартовая площадка
Конкурсанты приехали не просто показать свои возможности, скорее, подружиться со сверстниками и получить новые впечатления. Ведь это не только конкурс талантов, но и общение с друзьями по духу, совместные походы на Мамаев курган и в цирк.
— Такие фестивали для ребят — это богатый жизненный опыт, своеобразная творческая реабилитация, которая дарит детям общение и помогает выявлять таланты. Для многих ребят «Как взмах крыла» стал своеобразной стартовой площадкой и помог определиться дальнейшей профессией, — говорит Вера Корчагина, член жюри, один из организаторов фестиваля, президент межрегиональной общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек».
Язык глухих насчитывает более двух тысяч слов, но для песен подбирают самые говорящие. И они звучат не менее проникновенно, чем привычные для нас звуковые песни, объединяя воедино два, казалось бы, несовместимых понятия — музыку и тишину.
— Эмоции самые разные — от веселого смеха от песни «Николай» Юры Власова и Софьи Нижниковой из Волгограда до слез от «Снега» Глеба Устинова и Ирины Пышкиной, представляющих Казань, — поделилась впечатлениями от выступлений Маргарита Дворецкая, член жюри, старший преподаватель ВГСПУ.
За выступлением юных артистов следит строгое жюри.
— На первом фестивале «Как взмах крыла» в 2003 году было всего 7 делегаций. С каждым годом фестиваль набирает свои обороты, растет и мастерство исполнителей. Достойных номеров представлено много, и жюри оказалось в затруднительном положении, — говорит Вера Николаевна.
Программа фестиваля включила в себя отборочные туры и гала-концерт, в котором по традиции были представлены лучшие номера. По результатам трехдневного конкурса Гран-при присуждено ребятам из Великого Новгорода, а победа досталась представителям Казани. Но без подарков, дипломов и хороших впечатлений не остался никто. Ведь главное в этом конкурсе — общение с друзьями по духу.
— Фестиваль жестовой песни отличается яркостью и морем позитивных эмоций, ведь ни один народный артист, входящий в топ-10 самого высокого рейтинга, не работает так, как работают наши дети. Поэтому любое их выступление — это великая победа, — уверена Ася Моисеевна.
Ольга БОНДАРЕВА.
Язык глухих насчитывает более двух тысяч слов, но для песен подбирают самые говорящие. И они звучат не менее проникновенно, чем привычные для нас звуковые песни, объединяя воедино два, казалось бы, несовместимых понятия — музыку и тишину.
Маргарита ДВОРЕЦКАЯ, член жюри, старший преподаватель ВГСПУ:
— Жестовое пение как жанр искусства не утвержден. Однако для глухих оно больше, чем просто перевод песен на их родной, жестовый язык. Кроме того, что люди с нарушением слуха понимают смысл песен, они могут видеть ее во всей выразительности, на которую способен исполнитель жестовой песни. Ребятам искусство помогает самоутвердиться, показать, на что они способны в творческом плане.