Семьи, взявшие детей-сирот, смогут получить по 100 тысяч
Закон Димы Яковлева, запрещающий американским гражданам усыновлять российских детей, вызвал у общественности противоречивые чувства. Нашлись как ярые сторонники его, так и противники. Однако даже поддерживающие закон задавались вопросом: а дальше что? И вот на этот вопрос решило ответить российское правительство, ободрив законопроект Минобрнауки о мерах по стимулированию усыновления детей.
Деньги как инструмент?
До 1 марта этого года новый законопроект должен попасть на столы депутатов Государственной Думы, а значит, может быть принят уже в самое ближайшее время. Но что же конкретно предложило Минобрнауки для решения такого непростого для нашей страны вопроса, как усыновление детей-сирот? В первую очередь ведомство заявило о том, что необходимо денежно стимулировать усыновителей. Так, документом предусматривается увеличение единовременного пособия для усыновителей до 100 тыс. руб. Однако такую выплату получат не все родители, усыновившие ребенка. В законе прописаны категории детей, на которых будет распространяться закон. В частности, речь идет об усыновлении детей-инвалидов, братьев и сестер, а также детей старше семи лет.
На реализацию этого закона, призванного стимулировать усыновление в России, потребуется 40 млрд руб. И чиновники высшего ранга уверены, что, несмотря на дороговизну, он получит одобрение федеральных парламентариев.
— До принятия антисиротского закона, вызвавшего всплеск интереса к теме усыновления, предлагаемые правительством меры едва ли бы прошли, — заявила в интервью одной из радиостанций вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. — Но теперь невзирая на затратность мы абсолютно уверены, что они пройдут.
Кстати, по информации аппарата Голодец, в 2012 г. россияне усыновили всего 38 детей-инвалидов и чуть более 450 детей старше семи лет. В то время как на сегодняшний день в детских домах по всей стране находится порядка 100 тысяч таких детей.
Не повторить судьбу Димы Яковлева
Помимо назначения усыновителям серьезной денежной компенсации закон предусматривает и послабление правил усыновления. Так, в его проекте говорится, что будет очень серьезно упрощен порядок сбора документов, а также продлены сроки действия некоторых медицинских справок.
— Мы должны научиться действительно контролировать, но в то же время доверять людям, — говорит вице-премьер Ольга Голодец.
Предполагается, что в ближайшее время будет снято ограничение по соответствию необходимым нормам жилого помещения для усыновителей. В правительстве также предлагают вернуться к возможности подать апелляцию на решение суда об усыновлении в течение 10 дней (сегодня этот срок составляет 30 дней). Это позволит не затягивать на месяц процесс усыновления. Согласны с позицией федеральных чиновников и чиновники волгоградские.
— Я считаю, что подобный закон очень своевременен, — заявил «Городским вестям» руководитель департамента муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда Аркадий Грушко. — Если мы запретили американцам усыновлять наших детей, то необходимо стимулировать россиян брать сирот в семьи. И упрощение процедуры усыновления тоже одобряю. Я против бюрократическим препонов, однако здесь шашкой махать нельзя. Если снять все препоны, то и в нашей стране мы многократно можем повторить судьбу Димы Яковлева. Должна быть выверена каждая буква и взвешен каждый шаг, ведь речь идет о детях.
Зачем изобретать велосипед
Хотя некоторые эксперты считают, что не нужно изобретать велосипед. Например, руководитель Волгоградского отделения Российского детского фонда Раиса Скрынникова рассказывает, что система была прекрасно отлажена еще в СССР.
— Тогда решение об усыновлении принимали не органы опеки, а целая комиссия, — рассказала «Городским вестям» Раиса Скрынникова. — В комиссию входили психологи, педиатры, психотерапевты и даже фтизиатр и онколог. Комиссии достаточно было час поговорить с будущими родителями, чтобы вынести правильное решение. У нас даже был случай, когда фтизиатр, просто увидев будущего усыновителя, поставил ему диагноз — туберкулез. Да и документы на родителей собирали мы сами. И все справки были подлинными, и родителям не приходилось бесконечно мотаться по инстанциям.
Сейчас же, по словам Раисы Кузьминичны, ситуация доходит до абсурда. Родители и хотели бы усыновить ребенка, но количество порогов, которые нужно оббить отбивает всякое желание.
— Я могу сказать даже больше — детей сами детские дома не хотят отдавать, — заявляет Скрынникова. — Недавно мне позвонила мамочка из района области и пожаловалась, что ей не отдают ребенка, которого она выбрала. Хотя все документы у нее уже были собраны, школу приемных родителей она прошла… Как выяснилось, директору детского дома оказалось невыгодно, чтобы от них уходили воспитанники, потому что коллектив может потерять свою работу. Поэтому закон должен не только стимулировать интерес родителей к усыновлению ребенка, но и бороться с произволом на местах. Только в этом случае мы сможем решить ситуацию с нашими сиротами.
Хотя, по словам директора Волжского детского дома Розы Чесноковой, ситуация с каждым годом и так улучшается.
— Число детей-сирот, к счастью, с каждым годом становится все меньше, — говорит Роза Сергеевна. — Полагаю, новый закон поможет ситуацию еще больше выровнять. Однако, чтобы избежать случаев, когда детей усыновляют только ради наживы, необходим контроль. И как он будет происходить, должны решать чиновники и органы опеки. Для нас же главное, чтобы дети были действительно счастливы в семьях. А какими средствами это будет достигнуто — для меня вопрос второстепенный.
Наталия ЕРМИЛОВА.