Украденное детство: Волгоградская область обвиняет фашистских захватчиков в геноциде населения в годы Сталинградской битвы
В Волгоградском областном суде прошло первое судебное заседание по этому процессу. Символично, что процесс проходит в августе – 23 августа 1942 года цветущий город на Волге подвергся бесчеловечным бомбардировкам и превратился в руины, тысячи жителей были убиты в один только день.
Прошло 80 лет, и в мире предпринимаются попытки переписать историю. Сейчас, даже спустя столько лет, открываются новые факты преступлений нацистов и их пособников.
Суд в Волгоградской области по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками стал пятнадцатым в современной истории России. Подобные процессы запущены в Новгородской, Псковской, Ростовской, Московской областях, в Крыму, Санкт-Петербурге и многих других регионах страны. И в ряде регионов суд уже удовлетворил заявление прокуратуры об установлении факта геноцида народов Советского Союза.
- По поручению президента была проведена большая кропотливая работа в архивах, на местах преступлений, а также встречи и беседы с непосредственными участниками и свидетелями тех страшных событий, их воспоминания подтверждают имеющиеся и выявляют новые факты злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения непокоренного Сталинграда, в отношении мирных жителей Сталинградской области, а также жителей, эвакуированных в Сталинград из других городов и сёл Советского Союза, - отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, который стал одним из первых губернаторов, выступивших со стороны обвинения на подобном процессе.
Правда и справедливость
О фактах геноцида народов СССР прокуратура Волгоградской области обратилась с исковым заявлением в суд по поручению Генерального прокурора РФ Игоря Краснова.
- Опубликован перевод записи встречи Гитлера и вице-премьера Румынии. Гитлер озвучил планы, согласно которым в будущей Европе должны были остаться лишь две расы — латинская и германская, — заявил в суде прокурор Волгоградской области Денис Костенко. — С первых дней, как немцы появились на окраинах и посёлках Сталинграда, они приступили к грабежам населения, сопровождаемым насилием и пытками, при попытках препятствовать виновные наказывались вплоть до расстрела или повешения.
Фашисты не жалели никого: они издевались над детьми, женщинами и стариками. Более 20 тысяч военнопленных содержались в нечеловеческих условиях в 47 лагерях, которые находились в Сталинградской области.
- Преступления фашистов и их союзников, пособников, предателей нашего народа не имеют срока давности, являются преступлениями против человечности и должны получить публичную всестороннюю оценку российского правосудия, в которой будет обязательно подробно рассмотрена человеконенавистническая сущность фашистов, нацистов и их приспешников, - отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. - Да, вспоминать об ужасах и тяготах войны всегда тяжело. Но очень важно для настоящего и будущего нашего Отечества изучать и знать нашу историю. «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» – бессмертные слова из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского очень точно передают смысл стоящей перед нами задачи.
В ходе Сталинградской битвы на стороне фашистов в войне принимали участие порядка 10 стран современной Европы. Оставшиеся в живых после их издевательств мирные жители Сталинграда и Сталинградской области и тогда, и сегодня вспоминают, что с особой жестокостью относились к мирному населению сами немцы, а также украинские националисты и полицаи.
Волгоградская область обвиняет в геноциде нашего народа немецко-фашистских захватчиков, вооруженные формирования их союзников из числа западных государств, которые на территории Сталинградской области занимались уничтожением мирных советских граждан, прежде всего женщин, стариков и детей, представлявших многонациональное население нашего региона.
Нельзя забыть, невозможно оправдать
В регионе много лет собирали сведения о фактах террора фашистов в период оккупации и военных действий. В работе участвовали сотрудники полиции и ФСБ, поисковики, работники архивов и вузов, органы власти. 14 томов свидетельствуют о чудовищных зверствах фашистов над сталинградцами. Многое удалось узнать благодаря рассказам еще живых свидетелей кровавого террора.
- Считаем, во-первых, преступная сущность идеологии нацизма была девальвирована, это одна из причин, почему в современной Европе вновь вернулись к этим идеям. Второй момент — это касается больше эмоциональной составляющей, связанной с ветеранами Великой Отечественной. Они защитили нас от полного уничтожения, и те суды, которые проходят, фиксируют эти преступления и смысл идеологии нацизма и с чем враг пришел на нашу землю, — поделилась депутат Государственной Думы, ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России» Елена Цунаева.
Казалось бы, эту страницу истории давно нужно перевернуть, прошло столько лет. Однако сделать это пока что нельзя: раскрыты не все преступления захватчиков.
- Огромное количество пришедших сюда людей не несли моральную ответственность за преступления против наших мирных жителей. Сталинградцы массово умирали от истощения и пыток, множество человек расстреляли, - рассказывает руководитель Центра по изучению Сталинградской битвы Борис Усик. – Чрезвычайная комиссия создана в 1942 году и начала работать не сразу. Поисковые отряды тогда отсутствовали, эксгумация не проводилась, поэтому многие зверства не расследованы.
Украденное детство
В ходе судебного процесса были допрошены непосредственные свидетели фашистских злодеяний: 84-летняя Роза Вишневская, 93-летняя Галина Ушкова, 86-летний Николай Сытин и 96-летняя Лидия Киселева. У них захватчики украли счастливое детство. Вместо этого совсем маленькие дети видели голод, насилие и смерть.
- 23 августа 1942 года началась бомбежка. Все вокруг горело, стреляли, бомбили, это было что-то страшное. На третий день бомбежки мы оказались на улице. Попал снаряд между нашим домом и соседским. Осталась только воронка, хорошо, нас не было в это время дома. Мы начали скитаться по оврагам, рыли ямы, чтобы спрятаться поглубже и только бы спастись. Вокруг было много убитых людей, я была ребенком, но я это помню. Мы прятались, пока нас не нашли немцы и не увезли, – рассказала Роза Вишневская.
По словам Розы Васильевны, женщин, стариков и детей свозили в бывшие курятники, где держали в холоде и без еды. Спать приходилось на ледяном земляном полу. Чтобы дети не умерли во сне от холода, матери клали малышей к себе на грудь и грели теплом собственных тел. Каждое утро из сарая выносили трупы, а на их место привозили новых и новых людей.
Семью Галины Ушковой немцы выгнали из их дома. Он был большой, добротный – его строил отец семейства своими руками. Фашисты создали в доме Ушковых штаб. А семье пришлось скитаться, жить в оврагах и пещерах.
Вскоре немцы погнали мирное население в сторону Калача-на-Дону. Частью оккупационной политики был массовый насильственный угон в рабство жителей региона: на работы и в концентрационные лагеря вывезено более 73 тысяч советских граждан, с большинством из них родственниками была утеряна связь, многие погибли. В этом «отряде» оказались и Галина Алексеевна. На руках ее мать всю дорогу несла 1,5-годовалую сестру Галины.
- Когда мы шли по городу, видели много трупов, вокруг были одни развалины. По дороге немцы отбирали у родителей детей, которым на тот момент уже было 17-18 лет, и отправляли в Германию, – вспоминает те ужасные моменты Галина Алексеевна.
От голода и холода маленькая сестра Галины подхватила инфекцию и вскоре умерла у матери на руках.
Николая Сытина с его братом и бабушкой немцы этапировали в Белую Калитву. Именно тут располагался концлагерь, в который массово отправляли сталинградцев. Чаще всего туда попадали красноармейцы, дети и старики. Фашисты жестоко издевались над людьми, морили голодом, расстреливали. В шутку иногда захватчики стреляли над головами людей.
- Бандеровец кинул что-то, а брат подумал, что это хлеб. Он протянул к нему руки. Его сразу же прикладом по лицу ударили. Было много крови, - не может без слез рассказывать о прошлом Николай Сытин.
На глазах юной Лидии Киселевой погиб близкий родственник в первые дни сталинградской бомбежки. На дом, на крыльце которого сидел совсем еще молодой парень, немцы скинули бомбу. Когда родные подбежали к юноше, он был еще в сознании и смотрел на них. А живот его был весь изранен и в крови. Посмотрев родным в глаза последний раз, парень умер.
Судебный процесс продолжится: будут опрошены свидетели и исследованы письменные доказательства. И дело даже не в нашем регионе, где каждый камень помнит боль тех событий, это боль всей России, и решения судов должны быть озвучены и на мировом уровне.