В дореволюционное время наши предки умели со вкусом отметить Масленицу
Сейчас многие считают, что Масленица заключается лишь в одном — испечь и съесть как можно большее количество блинов. И хотя блины действительно являются одной из основных примет Масленицы, в дореволюционном Царицыне на этом кулинарном блюде празднование самого необычного и старинного праздника не заканчивалось. В течение недели проходило немалое число разных праздничных мероприятий, многие из которых уже давно ушли из нашего быта, тем интереснее будет узнать детали и подробности сырной седмицы — так величали масленичную неделю.
Шопинг по ярмаркам
Масленица предшествовала Великому посту и была последней разгульной неделей, когда можно было гулять, весело проводить досуг, вкушать далеко не постные блюда. Посему Масленица была золотым временем для ярмарок. В течение недели наиболее крупные из них работали на Базарной площади — это ныне площадь Павших Борцов, а также на улице Астраханской, ныне Советской. Ставили двухведерные самовары, продавали блины с медом, сметаной, каймаком, вареньями. Все это продавалось по приемлемой цене, и местная ребятня, отведав за несколько копеек свежеиспеченный блин с чаем, торопилась покататься на коньках. В дореволюционном Царицыне не знали, что такое оттепель и перепады температуры, — на улице держалась типичная зимняя погода, поэтому замерзшая Царица представляла собой отличный естественный каток.
— Как на Рождество, так на Масленицу, на замершей реке Царице проводили кулачные бои бутырские и зацарицынские мясники, — рассказывает заведующая отделом истории природы и края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Это была их любимая и почитаемая традиция, что неудивительно — чем еще могли заинтересоваться люди без образования? В одной из дореволюционных газет была публикация, в которой рассказывалось, как на Масленицу, по примеру мясников, бились бабы. Они так разошлись, что мужья разнимали их водой.
У состоятельных господ было свое развлечение — богачи катались на рысаках, хвалясь своими породистыми парнокопытными и их сбруей. Перед Первой мировой войной богач Воронов одним из первых в Царицыне приобрел автомобиль, который распугивал всех своей скоростью и звуками клаксона.
Другим фешенебельным видом времяпрепровождения были прогулки по улице Александровской, у нового магазина мануфактурщика Репникова. Здесь было установлено уличное электрическое освещение, позволяющее царицынским модникам в деталях продемонстрировать друг другу и всем прогуливающимся стильность своих нарядов.
Медаль за рыбу
Масленица немыслима без блинов и пирогов, а царицынскую Масленицу невозможно представить без рыбных начинок. Особенно ценилась стерлядь — она была дорога, и ее покупали только по праздникам, а что касается остальных наименований рыб, то их воспринимали как будничную еду.
Историки недаром говорят, что у дореволюционного купеческого Царицына был рыбно-нефтяной запах. В городе действовало до 20 рыбокоптильных заводов полукустарного типа, а на состоявшейся в Петербурге международной рыбопромышленной выставке (1901—1902 гг.) экспонаты царицынской рыбной промышленности — красная икра и копченая вобла — были удостоены серебряных наград.
В Царицыне работало немало солидных фирм, специализировавшихся на продаже рыбы. Во время праздников, в том числе Масленицы, когда хотелось побаловать свою семью всякими вкусностями, можно было обратиться, к примеру, в магазин «Торгового дома братьев Красильников». Здесь можно было приобрести всевозможные рыбные продукты — от балыка из семги, лососины до икры паюсной и зернистой, которая идеально сочеталась с горячими масленичными блинчиками.
Сельские забавы
Не только горожане, но и жители сел и поселков широко справляли Масленицу, и на кафедре музыкального фольклора и этнографии Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова хранится немало свидетельств и воспоминаний о том, как наши предки умело весело отмечать сырную неделю.
Одной из самых популярных забав было катание на лошадях: «Запрягают лошадей, готовят сани-розвальни, и мы человек шесть садимся на них, из-за чего сани где-нибудь обязательно поломаются, а мы только смеемся», — вспоминали жители с. Козловка.
«Нам специально дают пару лошадей, хорошие санки, и вот мы катаемся, — рассказывали жители с. Сидоры. — Раз кучер нарочно повернул — и мы все, словно орехи, рассыпались. Весело!»
Но если масленичная неделя у горожан и селян еще имела какие-то отличия, то воскресенье, Прощеный день, был для всех одинаков. В Прощеное воскресенье во всех православных храмах совершался чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланялись и просили друг у друга взаимного прощения. Было принято после службы в первой половине дня совершать ритуальный обход родственников, главной целью которого было выспрашивание прощения за нанесенные в течение года обиды. Студенты Волгоградской консерватории записали, что в х. Гуляевка было принято в Прощеное воскресенье сначала встать перед родственниками на колени, и только потом просить у них прощения: «Ты прости мене за все!» «Ну Господь прощает, и я прощаю!» И мы стоим на коленях, просим друг у друга прощения и целуемся», — вспоминали старожилы х. Гуляевка рассказы своих предков.
Возможность подзаработать
Масленица было временем, когда никто не упускал возможности подзаработать, потому как семьи были большие и надо было много ртов кормить. Посему в праздничные дни продавали всякие самодельные сладости, катали за денежку на лошадях, допоздна работали трактиры. Надо было не лениться, иначе на долгие недели останешься без заработка — с наступлением Великого поста прекращали свою работу все увеселительные заведения, даже многие лавки вынуждены были закрываться. Так, на время поста прекращали свою торговлю мясные лавки — о фарше и котлетах вспоминали лишь на Пасху.
Наталья ЖУРБИНА.