Текст и фото: Ольга БОНДАРЕВА.
Конный поход, стартовавший 17 апреля на Мамаевом кургане, в пути две недели. За эти дни казачья сотня прошла 300 верст. На 10-й день после старта в городе-герое Волгограде конники юга России пересекли границу Ростовской области. Сегодня походный лагерь разбит в Белой Калитве. В гости к казакам на место стоянки импровизированного хутора отправилась корреспондент «Городских вестей».
«Наши пришли!»
В полдень въезжаем в Белую Калитву, немного плутаем по склонам. Дорогу до места, где разбит казачий лагерь, нам с радостью показывает каждый.
Над волгоградским куренем поднимается вверх пламя костра, недалеко пасутся кони и отовсюду слышен казачий гутар и шутки, — здесь словно снимают сцены к шолоховскому роману. Встретить гостей собирается весь импровизированный хутор. Вместо куреня здесь палатки, а подворьем служит территория местного ипподрома.
Попадая в лагерь, с первых минут погружаешься в походную жизнь, забывая о привычных городских условиях.
На костре дымится старенький чайник.
— Вода закипит — будем с вами чай пить, — подбрасывая в костер поленья, говорит хуторской атаман Виктор Антипов.
— Местные жители кругом потрясающие! — первым делом рассказывают нам. — Бабушки нас крестят. Одна даже закричала «Наши пришли!» Женщины устраивают концерты, поют казачьи песни.
Перед гостеприимными хозяевами казаки в долгу не остаются, радуя всех выступлениями. Показывают джигитовку, владение оружием и рукопашный бой — все то, где можно проявить легендарную казачью удаль.
Посмотреть на необычный казачий лагерь сюда приходят и стар и млад. Малыши восторженно наблюдают за конями.
— Детей оторвать от коней невозможно, им здесь интересно все — как их поят, кормят, ухаживают за ними, — говорят расположившиеся неподалеку родители.
День начинается с молитвы
Вокруг костра, закончив дела, начинают собираться участники похода.
К походным условиям, говорят волгоградцы, казаку не привыкать, так что в новый ритм жизни вошли быстро.
Подъем в лагере в 5 утра, первым делом — утренняя молитва.
— Казак без православия не может. В пути и в храмах молебен совершаем. А так у каждого казака есть собственный храм, показать? — снимая папаху, спрашивает меня подъесаул начальник штаба Волжского округа, атаман кошевой службы волгоградского куреня Борис Никоненко.
Я одобрительно киваю.
— В папахе у казака икона Донской Божией Матери и вот еще молитвослов. Шашка втыкается в землю, на нее надевается папаха, вынимается икона, и казак молится. Мы каждое утро так делаем. Утро в лагере начинается с молитвы, вечером тоже молимся. Казаки вокруг матери церкви сплотились. Стержень, который есть у каждого казака, — из православия. Брак должен быть церковным, а внук — крещеным, — продолжает Борис Александрович.
— Это мой первый переход, — вступает в беседу походный атаман Волгоградской области Вячеслав Николаевич Савченко. — Но трудностей особых нет. Люди нас приветливо встречают, да и коллектив подобрался дружный, все быстро делаем и сообща: кто лошадок поит, кто кормит. Никому напоминать лишний раз не приходится. Дружим со всеми, обмениваемся опытом с астраханцами и ростовчанами, помогаем друг другу. По дому уже немного скучаем, но это ничего страшного. Ждем Ростов, чтобы конным строем пройти парадом.
Гвоздик и Гвоздика
По соседству расположились астраханские казаки.
Самый юный участник похода — 7-летний Кирилл Гриднев — держится уверенно, как и полагается казаку, и стоически преодолевает все трудности походной жизни. У него это же второй переход.
— Ну как тебе жизнь в лагере?
— Хорошо! У меня даже есть свои обязанности — я костер разжигаю и «выключаю» чайник. Шашкой занимаюсь, уже научился двумя крутить, и джигитовкой. Настроение хорошее, ведь мы идем в Севастополь, где будем участвовать в параде и передадим севастопольцам капсулу с землей Мамаева кургана.
Несмотря на приезд гостей, в лагере течет своя жизнь: кто с шашкой упражняется, другие заняты подготовкой к вечернему переходу.
Подковы у коня проверить или воды им принести — казаки строго следят за тем, чтобы четвероногие друзья чувствовали себя хорошо. Ночью коней охраняет дежурный.
— Обязательно надо следить, чтобы кони не запутались на привязи, и еще они боятся, когда нога вдруг попадает в суслиную нору, — ломают их. Так что мы все время рядом — то сено, то водичку принести или просто поговорить, чтобы не заскучал.
— Вот это мой Гвоздик.
Я удивляюсь выбранному имени для походного коня.
— У него мать Гвоздика, а он маленький родился, поэтому и прозвали Гвоздиком, — знакомит меня с конями хуторской атаман из Кумылженского района Виктор Антипов.
Казак — и моряк, и байкер
По маршруту следования всадники посещают казачьи хутора и места боевой славы своих героических предков, принимают участие в молебнах, возлагают венки и цветы к мемориалам павших воинов и встречаются с ветеранами.
— Наши предки ходили в походы, и нам надо вкусить их жизнь. Подъем был в 6 утра, сейчас уже в 5 встаем, коней кормим, седлаем, идем строем, заходим в населенные пункты — людей порадовать. Быстро вошли в режим, — говорит Виктор Иванович.
— Волгоград вас проводил проливным дождем и градом, не подкачала погода?
— Первые дни беспрестанно лил дождь, но потом погода наладилась. А идти нетяжело — я привычный, мы к этому были готовы.
Вместе с конниками в пути кошевая служба — на ней лежит тыльная сторона походной жизни — быт, ночлег и питание.
— У меня это третий поход на Севастополь. Первый был в 86-м году на яхте, в прошлом году с байкерами ходил, теперь вот с казаками, — рассказывает Борис Александрович.
— Как совмещаете?
— Вот байкерская майка, а вот казачья, — приподнимая верхнюю, шутит Борис Никоненко.
Кошевая служба не скачет в строю, но ответственность за ней немалая.
— Если необходимость возникнет — всегда готов подставить плечо.
По вечерам в лагере горит костер и слышны душевные казачьи песни.
— Вчера за ужином вспомнили песню из фильма, как уходили белые в Константинополь и конь стал плыть за кораблем. Офицер выстрелил коню в голову, потом себе — в сердце. У нас в роду тоже была такая история. Мой дед Феоктист Иванович Никоненко в 17-м году, еще до революции, воевал на Кавказе. Его армия перестала снабжаться фуражом. Кобылка столько раз его вытаскивала из беды — скакала, словно стелилась, по ковылю, а пули были над головой. Когда нечем стало кормить, он пошел, чтобы застрелить, глянул на нее — а у нее слезы, и он заплакал — шлепнул нагайкой, она и поскакала, дед бросил седло и пошел…
Лагерь начинает сборы — надо успеть разобрать палатки, напоить коней и потушить костры. Через несколько часов походная сотня тронется в путь — им предстоит переход в г. Шахты, где они примут участие в реконструкции. Затем конный отряд казаков отправится в сторону Ростова, где 9 мая они примут участие в параде Победы. Большой конный казачий переход завершится в Севастополе 12 июня.
В момент снятия лагеря снова пошел сильный ливень, а дождь в дорогу, как известно, — хорошая примета.