Продажу алкоголя по выходным могут запретить
«Руси есть веселие пити, не можем без того быти», — писал древнерусский летописец. С ним в корне не согласна группа правительственных экспертов, предложившая ряд мер по ограничению продаж алкоголя. В частности, запретить продажу крепкого спиртного по субботам и воскресеньям. Инициативу поддержали в аппарате премьер-министра Дмитрия Медведева и в Совете Федерации. Сенаторы при этом выразили мнение, что неплохо бы повысить возрастной ценз на продажу алкоголя — не продавать его лицам моложе 30 лет.
Полусухой закон
Выслушав доклад с пессимистическим названием «Через 10 лет будет поздно», который подготовили российские и иностранные специалисты при Правительстве РФ, эксперты пришли к выводу, что стране жизненно необходимы жесткие антиалкогольные и антитабачные меры. Без них невозможно избежать будущих демографических проблем. «Приблизительно каждая пятая смерть в России связана с алкоголем (около 400 тыс. смертей ежегодно), еще около 300 тыс. смертей ежегодно приходится на заболевания, связанные с курением табака, не менее 100 тыс. смертей — на последствия употребления наркотиков. Сохраняются недостатки системы оказания медицинской помощи», — пишут авторы доклада.
Предлагается запретить продажу спиртных напитков с содержанием этанола более 15% по воскресеньям, а также по субботам после 16.00. Среди других барьеров, которые вырастут перед желающим увидеть «истину на дне бутылки», помощник премьера Геннадий Онищенко называет ценовые (повышение акцизов на крепкие напитки), транспортные (продавать алкоголь будут только в некоторых магазинах, иногда находящихся достаточно далеко от потребителя).
Разговоры о том, что ограничения продажи спиртного приведут к росту самогоноварения, экс-глава Роспотребнадзора назвал страшилками и происками алкогольного лобби. В качестве позитивного примера правительственные эксперты приводят опыт Скандинавских стран, где действуют достаточно жесткие ограничения на продажу горячительных напитков. Так, в Финляндии сейчас всерьез обсуждается закон о запрете продаже алкоголя лицам младше тридцати. Логика проста: если человек на протяжении всей своей молодости не имел доступа к выпивке, то и в сознательном возрасте от нее откажется. Едва ли соблазн задуть тридцать свечек на именинном торте, а потом выпить первую в жизни рюмку окажется велик.
Из российских регионов активнее всего против алкоголя борются в Ульяновской области. Еще весной 2011 г. власти региона ввели полусухой закон, запрещающий продажу крепкого спиртного в выходные и по праздникам.
Пить можно только за упокой
В то же время ряд экспертов достаточно холодно отнесся к предлагаемым запретительным мерам, считая их неэффективными. Более того, специалисты утверждают, что положительного примера борьбы со спиртным сейчас попросту не существует. В том же Ульяновске после введения антиалкогольного закона значительно увеличилось. А по пятницам жители региона закупались на все выходные, разбирая водку как горячие пирожки и оставляя пустыми прилавки, предназначенные для крепкого спиртного. А спустя два месяца ситуация и вовсе приобрела трагикомический характер: власти разрешили покупать алкоголь в выходные только… на поминки. Таким образом, чтобы приобрести выпивку, покупатель был вынужден показывать продавцу подлинник свидетельства о смерти. Документ должен быть выдан не ранее двух дней до отпуска продукции. «Вася, тут бабушка умерла, беги скорей за водкой».
Не лучше ситуация и на севере Европы — там любители ходьбы на бровях тоже не перевелись за 30 лет антиалкогольной кампании. Потребление спиртного росло все это время. Даже респектабельные шведы и норвежцы не гнушаются самогоноварением — количество нелегального алкоголя в стране, отказавшейся от спиртного, продолжает расти. Оригинальный выход из сложившейся ситуации нашли финны — они вывозят в среднем 30% алкоголя, производимого в соседней Эстонии, где законы не столь строгие. Процветает принцип «захотел выпить — езжай за границу», благо уровень жизни и безвизовый режим вполне позволяют.
Не запрещать, а просвещать
Исследования, проведенные социологами портала Superjob.ru среди 1600 экономически активных россиян, показывают, что граждане не одобряют возможные запретительные меры. Половина опрошенных против того, чтобы не продавать алкоголь в выходные. «За» выступили 40%, еще 10% затруднились ответить. Примерно столько же противников (51%) и сторонников (39%) у предложения отпускать спиртное только тем, кому исполнилось тридцать.
Сторонниками трезвых выходных чаще становились женщины (47%), нежели мужчины (36%). Интересно, что за ограничение продаж алкоголя чаще выступала молодежь, права которой больше всего пострадают при введении новых законов. А вот старшее поколение не видит в проекте панацеи от пьянства, памятуя о «сухом» законе перестроечных времен. Они больше склонны к другим мерам: например, пропаганде здорового образа жизни, увеличению цен на алкогольную продукцию. Если же попытаться свести ответы респондентов к единому знаменателю, то получится, что россияне против запретительных мер, но при этом уверены, что с улучшением экономических показателей проблема перестанет быть такой острой: успешный человек менее подвержен пагубным привычкам.
Иван ШАМАЕВ.
От автора. Нельзя сказать, что от антиалкогольных законов нет совсем никакого проку. Согласитесь, что по сравнению с тем временем, когда спиртное можно было достать на каждом углу, а рекламой пива перебивались даже детские мультики, культура питья несколько улучшилась. Другое дело, что любители закинуть за воротник найдут выход из любой ситуации: будут покупать заветные бутылки по пятницам, отправлять в магазин товарища, который разменял четвертый десяток. Представляется, что новые проекты опять направлены исключительно на борьбу со следствиями проблемы, а не с ее причинами.
Вячеслав ФИЛИМОНОВ, предприниматель:
— Допустим, благодаря инициативе сократится количество реализуемого алкоголя. Хотя и это весьма спорно. Но ведь спрос на спиртное останется? Получается, что вместо сертифицированного товара из магазина потребитель сможет получить только контрафакт, за качество которого не сможет поручиться никто. И это уже не говоря о том, что государство не досчитается значительной части средств от акцизов.
Дмитрий СЕМЕНЕНКО, руководитель департамента промышленности и торговли администрации Волгограда:
— Меры, связанные с ограничением продажи спиртного по выходным, напоминают советские антиалкогольные компании. Как помним, закончились они ничем. Сложно сказать, приведет ли запрет к распространению незаконной продукции. Однако можно быть уверенным, что гораздо эффективнее было бы ужесточение контроля за качеством продукции. Плюс отпускать алкоголь не с восемнадцати лет, а с двадцати одного года, как это делают в Европе.