Что делать с детским синдромом успеха любой ценой?
Два раза подряд на прошлой неделе прозвучали выстрелы в немыслимых местах — в школе и храме. Убийцами стали люди, представить которых в этой роли просто невероятно, — ученик и охранник.
В московской школе № 263 15-летний подросток притащил в класс винтовку отца и застрелил учителя географии и полицейского группы захвата. А на Камчатке сотрудник охранного предприятия вошел в храм и в беспорядочной пальбе порешил монахиню и прихожанку. Как уберечься от агрессии в нашем сложном сегодняшнем мире? Как спасти от нее самое дорогое — наших детей?
В школу с бабушкой
По всплывающим теперь подробностям из жизни Сергея Гордеева, тихого, бесконфликтного парня, победителя олимпиад из вполне благополучной семьи, все было не так уж безоблачно. Например, никого почему-то не насторожило то обстоятельство, что 15-летнего подростка забирала из школы бабушка...
На брифинге, прошедшем в Волгограде и специально посвященном произошедшим ЧП, заместитель руководителя департамента образования горадминистрации Вера Веникова рассказала журналистам, что все без исключения образовательные учреждения города оснащены тревожными кнопками. В каждом из них работают представители охранных предприятий, с которыми по согласованию с родителями заключены трехсторонние соглашения. В 53 учреждениях пошли в обеспечении безопасности еще дальше, оснастив периметр школ системами видеонаблюдения. В 70% школ по специальной городской программе обновлены и отремонтированы ограждения. И эта работа администрацией будет продолжена.
Полицейские на входе
Но в свете последних событий невозможно не признать тот факт, что назрела необходимость профессиональной охраны учебных заведений. И присутствие профессиональных полицейских на входе школ уже не кажется излишним. Пока же безопасность объектов сферы образования достигается усилиями муниципалитета и самих образовательных учреждений по договоренности с родителями.
Нужна и жесткая законодательная ответственность за то, чтобы оружие в домах, коль уж оно есть, находилось за семью замками, а компьютерные игры детей строго контролировалось родителями. Пока же ситуация такова: в школах Волгограда уже на этапе их оснащения Интернетом была установлена контентная фильтрация доступа на нежелательные сайты. А вот у себя дома редкие мамы и папы об этом позаботились.
«Республика ШКИД»
Школа № 96 Волгограда одна из тех, где все меры безопасности предприняты в полном объеме — и охрана профессиональная, и ограждение добротное, и видеокамеры есть, и внешнее освещение в порядке. Но, по мнению директора названного образовательного учреждения Ларисы Пулиной, все это подкрепляется еще и большой работой психолога, социального педагога, классных руководителей. В школе действует общественное объединение «Республика ШКИД», служба примирения.
Как человек, проработавший в родной школе 40 лет, она уверена, что воспитательная работа, создание комфортного микроклимата в коллективе так же важны, как и контроль за успеваемостью. Только открытый, уверенный в себе ребенок, свободно общающийся со сверстниками, может быть по-настоящему успешным. По словам Пулиной, даже охранник школы № 96 Александр Воробьев знает и чувствует настроение всех детей, и в нем педагоги увидели опору, как в хорошем классном руководителе.
— Психологи в индивидуальных, групповых беседах стараются погасить возникающие конфликты. А с помощью школьной службы примирения спорные ситуации обсуждаются в кругу сверстников, — рассказала Лариса Викторовна. — Конечно, это какие-то мелкие ссоры, но как раз очень важно разобраться во всем в самом начале, чтобы не получить серьезных последствий. У нас более 1000 учеников и более 100 преподавателей, и следить за атмосферой в этой большой семье очень важно.
Кстати, в 158 школах города работают психологи, в 130 — социальные педагоги, в 77 — инспектора по охране прав детей, в 136 — уполномоченные по правам детей. И у всех работы немало. Волгоград — крупный центр, где практически каждая школа многонациональна.
Пережить взлет и падение
Конечно, важны на подступах к школам и надежные ограды, и охранные системы. Но, если рядом нет взрослых, которые бы могли вовремя объяснить ребятам важность межэтнического взаимопонимания, помочь правильно оценить и пережить конфликтную ситуацию, вся эта техника оказывается бессильной перед детской агрессией. Ведь от выстрела тихони-школьника столичной школы № 263, копившего в себе негативные чувства и мысли, погиб не только молодой не ожидавший ничего подобного учитель, но и подготовленный сотрудник внутренних дел. Психолог волгоградской гимназии № 3 Галина Козлова за свою практику работы в разных учебных заведениях сталкивалась с ситуациями, когда родителям кажется, что их детей недооценили. И это, по ее мнению, часто бывает связано с их собственными неуспехами в школе.
— А детей очень важно научить правильно переживать как успех, так и неудачи! Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, — считает Галина Николаевна. — Если ты в чем-то неуспешен, то обязательно есть дело, от удач в котором у тебя вырастут крылья. Считаю необходимым и в школе, и дома придавать значение не только оценкам ученика, но и его достижениям вне учебного процесса. Профессиональный психолог и просто опытный, мудрый человек всегда найдет возможность объяснить ребенку, как правильно поступить в минуту отчаяния. Главное, чтобы такой друг оказался рядом в трудной ситуации
Поставить цель и победить
Олимпийскому чемпиону волгоградцу Максиму Опалеву известны и сладкий вкус победы, и отчаяние от поражений. На двух Олимпиадах подряд Максиму до заветного «золота» не хватило каких-то долей секунд. Но он, признавая, что неудачи выбивают почву из-под ног, точно знает, что после дождя всегда бывает ясная погода. Его звездный час в Пекине, когда он буквально ворвался на финиш, оставив далеко позади своих соперников, был одним из самых зрелищных мгновений той Олимпиады.
— Я пришел к золотой олимпийской медали в Пекине после двух неудачных для меня Олимпиад. Хотя и в Сиднее, и в Афинах физически был готов к победе значительно больше. Психологически быть фаворитом очень сложно, не каждый с этим справляется. Когда от тебя ждут только победы, это необыкновенный груз. А в Пекине я, можно сказать, прыгнул в уходящий поезд и был рад уже тому, что попал на эти соревнования. Все меня как бы отпустили, и только самые надежные люди болели всей душой. Когда мозг затуманен поражением, очень сложно взглянуть на ситуацию объективно. А надо прежде всего посмотреть на себя, изучить ошибки и исправить их. Сколько раз я просматривал записи своих неудачных стартов, чтобы понять их причины.
— А вдруг вы бы все-таки не победили в Пекине? — спросила я у олимпийского чемпиона.
И услышала в ответ:
— Боюсь даже предположить, что бы это значило для меня. Ведь иногда кажется, что вообще вся жизнь не удалась. Но надо уметь ставить новые цели. И психологическое сопровождение при этом очень важно.
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.