Скоро исполняется 100 лет с начала одной из самых кровопролитных войн, уничтожившей несколько империй
У войны 1914—1918 годов много имен. В официальных документах того времени она значилась как Вторая Отечественная война — первая была, как известно, с Наполеоном. Так же Вторую Отечественную называли «империалистической войной», «великой», «германской», и только в 1938 году был принят термин «Первая мировая война». Но как бы ее не называли, суть остается та же: в ходе ее было убито около 10 миллионов человек, свыше 20 миллионов ранено и распались четыре влиятельные империи. Этим летом мы отмечаем страшную годовщину — 100-летие начала кровопролитной Первой мировой войны.
Явление Богородицы
Если говорить о Царицыне начала Первой мировой, то это был экономически успешный город. В Царицыне образца 14-го г. строились заводы, работали трамвай, водопровод, магазины, лавки, гимназии, училища и даже музыкальные классы Царицынского отделения императорского русского музыкального общества.
Для России Первая мировая началась по старому календарю 1-го августа, в день рождения Серафима Саровского. Странное совпадение, но император Николай II в 1903 г. принимал участие в прославление сего великого святого, неся раку с мощами. Удивительных, не поддающихся рациональному объяснению фактов, связанных с Первой мировой было много и один из них можно увидеть на открывающейся 27 июня в Волгоградском областном краеведческом музее выставке «За царя, за Русь Святую…».
Выставка такой тематики в музее за всю его историю проходит впервые, и составители постарались на славу, готовя к экспонированию уникальные подлинные документы и предметы: от значка сестры милосердия до гимнастерки, медали и офицерского несессера тех лет. Все собрано из многих источников: из фондов краеведческого музея, Чернышковского музея истории донского казачества, Волгоградской епархии и частных собраний.
— Одним из удивительных экспонатов является подлинник листовки 1915-го года с изображением иконы Августовской Божьей матери, — рассказывает автор выставки — заведующая отделом истории и природы края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — В самом начале войны, в 1914 году, 1 сентября по старому стилю, на Северо-Западном фронте незадолго до нашей победы в Августовском сражении (г. Августов Сувалкской губернии Российской Империи, ныне восточная Польша — Прим. авт.) и немецким, и русским солдатам в ночном небе явилась Богородица, которая правой рукой как бы благословляла и указывала на запад. Одними из очевидцев стали наши земляки — казаки хутора Клетско-Почтовский современного Серафимовичского района, тогда Усть-Медведицкого округа. Они прислали письмо, адресованное своим женам, в котором рассказали об увиденном явлении, и их жены заказали икону в Усть-Медведицком монастыре. На ней изображена Богородица и увидевшие это чудо казаки. Внизу иконы были подписаны фамилии солдат.
Молитва воина
Что значило появление Богородицы, нам остается только догадываться, но то, что на Первой мировой невольно верили во все божественное, остается фактом.
В государственных типографиях печаталась «Памятка солдатам, идущим на войну», где на четырех страницах говорилось о силе веры и молитвы.
«Чего же страшно? Я уже четыре раза в бою был, Бог миловал — цел остался. ...Завтра опять на позиции. Я всегда иду спокойно. Мой отец тоже солдат: он на турок ходил, и всегда у него на груди молитва была. Он ее читал перед боем и пришел невредимым, а в каких только делах бывал! Когда меня забрали, он снял с божницы эту молитву, благословил меня и велел завсегда ее читать, когда дело начинается».
Далее прилагался текст «Молитвы воина, идущего в бой» и надеемся, он многим помог избежать смерти и увечья.
Поддержка финансами
Но и государство не оставляло сынов своих на произвол судьбы. В госпиталях раздавались образцы прошений о получении пособий и пенсий из казны. Царская Россия брала на себя обязательства и выплачивала пособия всем «нижним воинским чинам, утратившим способность к труду вследствие ран, повреждений и болезней, полученных от прохождений военной службы». Годовые оклады этих пенсий составляли от 216 до 300 руб. «В случае, если ранение произошло после года службы, то каждый год помимо указанных укладов, доплачивается 10% — то есть одну десятую часть того же оклада».
Государство брало на себя социальные обязательства и по финансовой поддержке вдов. Так, согласно законам времен Первой мировой «вдова награжденного Георгиевским крестом или Георгиевской медалью по смерти мужа пользуется причитавшеюся ему по кресту или медали денежною выдачею еще один год».
В фондах краеведческого музея сохранилось решение Александровского комитета раненых о «принятии под покровительство» вдовы урядника Рубцова — Пелагеи Романовны Рубцовой и назначения ей пенсии и выплате ежегодного единовременного пособия.
— Когда читаешь строчки писем, прошений, ответов, свидетельств, — говорит Ирина Владимировна, — то понимаешь — в этих документах нет фальсификации. Она началась позже.
Символ «Красного Креста»
Особым явлением в Первой Мировой были сестры милосердия. В фондах краеведческого музея хранятся уникальные материалы нашей землячки: Александры Борисовны Гамазовой, в замужестве Хаврониной. 28 декабря 1915 г. она после прослушанных сокращенных курсов выдержала испытание и получила удостоверение «Сестры милосердия военного времени».
В то время существовали строгие правила, регламентирующие даже ношение формы, и нашитый красный крест являлся не неким дизайнерским украшением, а символом профессионализма, особого статуса и принадлежности к особой общине. Так, в соответствии с правилами сестры милосердия носят передник с отличительным знаком своего звания — нашитым на нагруднике знаком «Красного Креста». В то время как «лица женского санитарного персонала, не имеющие звания сестры милосердия, но допущенные к уходу за раненными больными, носят платья серого цвета с белым передником, но без нагрудного креста».
Милосердие в почете
Во время войны в Царицыне не было продуктовых карточек, хотя экономика, как во всей стране, была подорвана. Но в то же время в Царицыне не было бедности: купцы были крепкие, благотворительность — в почете. Существовавший в годы Первой мировой «Дамский комитет» хоть и носил весьма легкомысленное название, вел серьезную работу. Только на одном из своих заседаний дамы отчислили детям воинов 400 руб., а также передали необходимые им вещи.
— В Царицыне было очень много военнопленных — только австрийских офицеров в 1916 году насчитывалось 375 человек, на заводах ДЮМО работало 538 военнопленных разных национальностей — говорит Ирина Талдыкина. — И это тоже особая страница в истории Первой мировой. Ненависти к военнопленным не было — они жили спокойно, могли в царицынском Южно-Камском банке обменивать свои деньги на рубли, работали, влюблялись, женились, рожали детей.
Милосердие было одним из краеугольных камней в отношении к военнопленным. После революции, конечно, спохватились — а почему к ним столь гуманное отношение? И «исправили» положение дел. Но послереволюционная эпоха — это совсем другая история.
Наталья ЖУРБИНА.
Выражаем благодарность Волгоградскому
областному краеведческому музею за предоставленные
документы и фотоматериалы.