«Впервые я увидел горящий Сталинград в сентябре 42-го…»
Генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, кавалер многих орденов и медалей Степан Микоян приехал в наш город на праздник, посвященный 100-летию Военно-воздушных сил России, но нашел время, чтобы ответить на вопросы корреспондента «Городских вестей».
Город нашей славы боевой
— Степан Анастасович, в преддверии 70-летия Сталинградской победы первый вопрос такой: Вы чувствуете себя здесь на родной земле?
— Конечно. За год до войны мы вместе с моим другом Тимуром Фрунзе поступили в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. Приказ об окончании училища был подписан 3 сентября 1941 г. в городе Красный Кут Саратовской области, куда эвакуировали Качу. Вскоре я переучился в запасном полку и смог летать на истребителе Як-1, а в декабре был направлен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
Фронт был так близко, что до немецких позиций можно было долететь за 17 минут. Но в один из боевых вылетов я был сбит не немцами, а советским летчиком — по ошибке. Долго лечил ожоги и раненую ногу, после чего попал в 434-й истребительный авиаполк, который опекал Василий Сталин, а командовал 24-летний Герой Советского Союза Иван Клещев.
В самые тяжелые дни обороны Сталинграда полк прибыл на полевой аэродром, расположенный неподалеку от совхоза «Сталинградский», и вошел в состав 16-й Воздушной армии. Через неделю, 16 сентября, я впервые пролетел над Сталинградом. На земле шли ожесточенные бои. Город был весь в огне, черные дымы поднимались километра на три. В небе тоже было тесно от самолетов, большей частью немецких.
Вторая половина сентября оказалась самой тяжелой: за неполные три недели в 50 воздушных боях наш полк сбил 83 вражеских самолета. Но потерял 16 летчиков и 25 Яков.
На самолетах писали «За Володю!»
— Известно, что из пяти ваших родных братьев четверо пошли в авиацию. Среди погибших под Сталинградом был и Владимир Микоян.
— Да, мой младший брат Володя поступил в Качу после девятого класса и уже через несколько месяцев был зачислен в наш полк. Надо сказать, что в плане подготовки мы сильно проигрывали немцам. У них на фронт посылали летчиков, имеющих налет не менее 250 часов. У меня же эта цифра составляла 80 часов, а у Володи еще меньше. Когда 18 сентября 1942 г. Владимира сбили в воздушном бою над ст. Котлубань, наши летчики видели, как его самолет врезался в землю. Но место падения машины в мясорубке боев мы позже так и не нашли.
В послевоенные годы я 19 лет испытывал самолеты в Ахтубинске и часто бывал в вашем городе. Помню, как он потрясающе расцветал с каждым годом, сколько необыкновенно красивых зданий здесь появилось. Вы видите, как много значит для меня Волгоград. Так что сегодня я приехал к волгоградцам как к родным.
— Кроме Вас на фронте воевало немало других «кремлевских детей». Все ли дошли до Победы?
— Кроме Володи Микояна с фронта не вернулись Яков Сталин, Тимур Фрунзе, Леонид Хрущев. Сын Жданова служил военным переводчиком, некоторые другие дети известных родителей тоже воевали до 9 мая 1945 г.
И в 90 лет хочется в небо
— А что вы сделали первым делом после окончания войны?
— Первым делом я женился! Ровно через три недели после Победы! После этого поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского. Там было много летчиков, которые хотели летать, и каждый отпуск летом мы летали в учебном полку академии близ Каширы. Я освоил там все Яки, три «лавочкина», потом переучивался и летал на первых реактивных Яках и МиГах.
— А как вы попали в испытатели?
— В августе 1951 г. перешел на летно-испытательную работу в НИИ Военно-воздушных сил. Совмещал работу летчика с работой ведущего инженера и 23 года испытывал истребители ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева.
— Современные летчики восхищаются тем, что вы участвовали в испытаниях перехватчика МиГ-25, а также самолетов Ла-15, восьми МиГов различной модификации, Су-15 и Су-24, Як-27Р. Освоили 102 типа летательных аппаратов, налетали около 3,5 тыс. часов. А чего Вы не успели сделать?
— Я ни разу не прыгал с парашютом из-за ранения в ногу. Ни разу не катапультировался. Не передал свои секреты детям и внукам, потому что никто из них не стал летчиком. Медики давно не разрешают мне летать, и последний раз я сидел за штурвалом самолета в 69 лет. Хотя я знаком со своим американским ровесником армянского происхождения, который летает до сих пор. Мне тоже всегда хочется в небо.
Беседу записала Алла САВЧИШИНА.
Врезка:
- В НИИ ВВС Степан Микоян испытывал боевые самолеты на максимальную скорость, устойчивость, управляемость и маневренность. Испытывал бортовые радиолокаторы, оптические прицелы, ракетное вооружение. Одним из первых сбивал новыми ракетами радиоуправляемые мишени, стрелял из новых пушек по воздушным и наземным целям, испытывал системы автоматического бомбометания, исследовал безмоторные посадки, испытывал комплексы наведения перехватчиков, навигационные системы, отрабатывал автоматическое управление самолетов, включая системы захода на посадку в сложных метеоусловиях.
- С апреля 1978 г. Степан Анастасович, как заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям, в составе коллег создавал крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран». Он руководил технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В первом и последнем космическом полете «Бурана» отвечал за управление кораблем на участках снижения и посадки.
- 12 июля 2012 г. фонд поддержки авиаторов «Качинец», клуб героев Москвы и Московской области, клуб заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов, Общероссийская общественная организация испытателей, исследователей и эксплуатантов авиационно-космической техники «Клуб героев города Жуковского» отметили 90-летие генерал-лейтенанта авиации Степана Микояна. Праздничные мероприятия прошли в столице на Поклонной горе.