В годы войны такие составы перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где круглыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла, среди которых была и героиня этой заметки. Старший сержант медслужбы Нина Елизарьева не шла к Победе, а ехала в составе военно-санитарного поезда.
Вместо метро санпоезд
Нина Ковалева (в замужестве Елизарьева) выросла в доме, окна которого смотрели на Сталинградский театр музкомедии. В июне 1941 г. она окончила восьмилетку. Старшая сестра, уже получившая диплом мединститута, в это время собиралась на работу в подмосковный городок Орехово-Зуево. Нина напросилась ехать с ней: посмотреть столичное метро.
Там ее и застала война. Девушка поступила в медицинский техникум и, в ускоренном порядке получив профессию, стала работать фельдшером «скорой помощи» на подмосковных торфоразработках.
— Однажды мы с подругой встретили наших бывших однокурсниц. Одетые в военную форму, они рассказали: «Отправляемся на фронт в составе временного военно-санитарного поезда». ВВСП-1104 дислоцировался в Москве, и мы, отыскав эшелон, решили упросить начальника поезда взять нас хотя бы санитарками, — вспомнила Нина Михайловна.
В результате Первомайский райвоенкомат столицы призвал ее в действующую армию с присвоением звания «старший сержант медслужбы».
На войне тяжело всем
Шел май 1944 г., и судьба бойцов этого санпоезда была более счастливой, чем у их предшественников в начале войны. Курсируя по маршруту Смоленск — Полоцк — Витебск — Прибалтика, железнодорожный состав ни разу не попал под бомбежку. Однако вражеские самолеты могли появиться над головой в любую минуту, и потому бойцы строго исполняли приказ начальника поезда Агафонова: спать одетыми, чтобы в любую минуту быть готовыми к эвакуации раненых.
К тому же поезд, куда собирали пациентов военных госпиталей для отправки в тыл на длительное лечение, приходилось загружать по ночам, в темноте просматривая документы с фонариком, чтобы не дать обнаружить себя противнику.
— Тяжелой работы хватало с избытком. Мой вагон был рассчитан на 50 раненых офицерского состава, за которыми ухаживали двое: я как фельдшер и санитарка. Присесть было некогда. Кому наложить мазь Вишневского, которой лечили любые раны, кому уколоть пенициллин или камфару. Других-то медикаментов тогда не было, — объяснила моя собеседница.
К концу войны ее перевели в госпиталь, расположенный в Восточной Пруссии, и день Великой Победы она встретила в немецком городке Ханринсвайте. Тогда военные медики проснулись 8 мая в три часа ночи от грохота снарядов и свиста трассирующих пуль, услышали русское «Ура!» и поняли: это салют в честь окончания войны.
И на краю Земли помнила о Волге
Но и после победы служба для молодого бойца не закончилась. Нину направили на Дальний Восток. Наши раненые в госпиталь не поступали, и после окончания скоротечной войны с Японией медсестрам предложили лечить пленных из палаточного лагеря в бухте Посьет.
Вернувшись вскоре в расположение своей части, Нина пошла работать в местный военный госпиталь, а в самом конце 1945 г. вышла замуж.
— Мы с Алексеем Елизарьевым познакомились на танцах, через две недели расписались и прожили 42 года вместе до его последнего дня. Он офицер-артиллерист, с 1938 года стерег границу от японцев. Когда в 1946 году у нас родилась дочь, муж решил демобилизоваться. Так что вскоре мы уже обживались в Орехово-Зуево, но я, конечно, все эти годы очень тосковала по Сталинграду, по Волге, — призналась ветеран.
Так семья переехала в наш Тракторозаводский район. Полученный на фронте опыт пригодился Нине Елизарьевой в мирное время. Она работала по профессии на «скорой помощи», в детских яслях, в медпункте одной из воинских частей. Растила дочь, потом внуков и правнуков. И всегда с честью несла звание фронтовички.
Алла САВЧИШИНА.
С июня 1941 г. Народный комиссариат путей сообщений дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. Это железнодорожные составы, предназначенные чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий, имеющие в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала и т. п.