Сталинградская победа помогала воевать защитникам блокадного Ленинграда
С войны Александр Сиротенко вернулся с орденами Великой Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За оборону Ленинграда». Позже к ним прибавились другие награды, среди которых наш земляк особо выделяет памятную медаль «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Защитнику героического города вручили ее в январе нынешнего года, когда волгоградская делегация ездила на торжества в Санкт-Петербург.
На фронт 19-летний студент Александр Сиротенко ушел добровольцем в первые дни войны. Парня из Запорожья направили в Крым для прохождения учебы в военном училище. Когда в сентябре 1941 г. немцы взяли Киев, училище эвакуировали в Омск. А уже через пару месяцев курсанты воевали под окруженным Ленинградом.
Стрелковая рота, в которой служил младший лейтенант Сиротенко, не только воевала, сдерживая натиск гитлеровцев. Как и все блокадники, армия испытала все ужасы осады — голод, бомбежки, разрушения — и вместе с гражданской властью решала проблемы города. Например, в перерывах между боями бойцы собирали умерших жителей, чтобы переправить трупы на Пискаревское кладбище.
— И это было страшней, чем пуля немецкого снайпера, — считает Александр Сиротенко.
Когда его 588-й полк 148-й стрелковой дивизии перевели на Карельский перешеек, легче не стало. Воевал на переднем крае, видел психическую атаку фашистов, ходил в разведку боем, брал финских «языков». Финны, увидел лейтенант, были подготовлены лучше немцев: сильные, выносливые, в плен живыми не сдавались, наших красноармейцев не щадили.
Однажды вражеская пуля пробила пилотку и вырвала клок волос, но оставила Александра Сиротенко в живых. Второй раз ему выбило зубы, но с таким ранением его быстро подлечили в медсанбате. После прорыва блокады, когда в составе 2-й ударной армии он воевал в Прибалтике, ранение также не выбило его из строя. И лишь под Дрезденом для героя этой заметки закончилась война.
— Я уже был помощником начальника штаба по разведке. Наш взвод — 80 бойцов — немцы окружили с трех сторон и расстреляли. Помню только, как меня, раненого, грузили под бомбежкой в санитарный поезд. После этого лечился больше четырех месяцев и выписался из госпиталя уже после Победы, — рассказал Александр Евтихиевич.
В Краснооктябрьском районе, где живет фронтовик Сиротенко, его знает и стар и млад. Он частый гость на уроках мужества в школах и колледжах. В районном совете ветеранов активного фронтовика избрали первым заместителем председателя ветеранской организации. Александр Сиротенко стал инициатором работы по ремонту памятников героям Сталинградской битвы.
— На Ленинградском фронте мы получали полную информацию о том, как сражается Сталинград, — объяснил мой собеседник. — Понимали, что это главный бой страны. Когда великая битва на Волге завершилась победой наших войск, все поняли: перелом в войне наступил, теперь путь на Берлин.
Чтобы капитально отремонтировать памятник защитнику Сталинграда Михаилу Паникахе, ветераны-краснооктябрьцы обратились к меценатам. Помогли депутат Волгоградской городской Думы Александр Егунов, фонд «Поколения» и др. На собранные средства в прошлом году была проведена часть необходимых работ, а молодежь и ветераны благоустроили прилегающую к памятнику территорию. Вскоре работы здесь завершатся полностью.
Но ветераны разработали программу по благоустройству и в других памятных местах — на «острове Людникова», в парке им. Гагарина, на пр-кте Ленина и т. д. Сейчас они взялись за озеленение площади у братской могилы воинов Богунского полка 45-й стрелковой дивизии, погибших в боях за Сталинград в 1942—1943 гг.
— Памятник богунцам находится рядом с советом ветеранов. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне мы решили навести там порядок, — показал Александр Сиротенко проект будущей площади.
Зная его настойчивый характер, товарищи-ветераны не сомневаются: все задуманное обязательно претворится в жизнь.
Алла САВЧИШИНА.
Через семь с лишним десятков лет у защитников нашего города остались в основном лишь медали «За оборону Сталинграда» да фронтовые раны. Шинели и сапоги, в которых солдаты пришли с фронта, износились. Оловянные фляжки, ложки, кружки пришли в негодность. И даже письма-треугольнички, сохраненные мамами и женами, или воинские справки давно рассыпались от старости.
Но мы верим, что потеряно не все и не у всех. Бывая в гостях у фронтовиков, тружеников тыла, «детей Сталинграда», мы видели немало следов войны — от почерневших фотокарточек до пуговиц с солдатской гимнастерки. Да и у молодых волгоградцев, не знавших войны, хранятся семейные реликвии, оставленные родными. И не забываются истории, связанные с ними.
Мы предлагаем рассказать эти истории и показать эти реликвии на страницах нашей газеты, чтобы вместе продолжить писать историю Великой войны и рассказывать о ее героях. Звоните нам по тел.: 23-42-39, 72-39-42 или пишите по электронному адресу: saval52@mail.ru