Сидим дома: 6 главных вопросов о дистанционном обучении в Волгограде
С 6 апреля все общеобразовательные учреждения города начали работу в формате дистанционного обучения: с этой целью задействованы общедоступные федеральные и региональные электронные ресурсы, в частности государственная информационная система «Образование в Волгоградской области» и её подсистема «Сетевой город». В помощь учащимся также школьные онлайн-платформы.
Напомним, в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции Президент России Владимир Путин продлил нерабочие дни в стране до 30 апреля включительно. Чтобы учащиеся не отставали от учебной программы, в Волгограде было принято решение сразу после окончания каникул (то есть с 6 апреля) перевести всех школьников (а это 98 тысяч человек) на дистанционное обучение.
Быть на связи с учениками и их родителями педагогам позволяют электронная почта и чаты в мессенджерах. Вроде всё просто, но мамы и папы продолжают задавать вопросы. Ещё и потому, что в первый день дистанционного обучения сервис онлайн-образования «Сетевой город» периодически «подвисал». Специалисты объясняли это колоссальными нагрузками: слишком много пользователей – родителей, школьников и учителей зашли одновременно на ресурс, который изначально не был «заточен» под такой мощный трафик.
Ответы на этот и другие вопросы собрали «Городские вести». И начнём с простого.
Что нужно для перевода на дистанционное обучение?
Родителям необходимо написать заявление на имя директора учреждения, в котором учится ребёнок. Бланк заявления в электронном виде можно получить на электронную почту от классного руководителя или скачать самостоятельно на одной из образовательных платформ. Отправить заполненный бланк в учебное заведение можно также по электронной почте.
Что делается для того, чтобы оптимизировать работу сетевых ресурсов?
Для начала приведём показательные цифры: автоматический счётчик посещений системы, например, 7 апреля, подтвердил одномоментное присутствие на сайте 61 000 пользователей. Такое большое количество посетителей, естественно, замедляет скорость работы сервера. Теперь, собственно, об этом.
Мощности ресурсов, задействованных в системе «ГИС образование» региона, уже увеличены на 30 процентов. По словам заместителя председателя областного комитета информационных технологий Алексея Кидалова, в ближайшее время этот показатель возрастёт также за счёт незадействованных ресурсов других систем и в целом благодаря планируемой работе по расширению серверных мощностей.
Решит проблему перегруза системы и перевод дистанционного обучения в формат двух смен. При этом вопрос, кто будет корпеть над уроками с утра, а кто после обеда, обсуждать намерены индивидуально с каждым родителем.
Ещё одна действенная мера заключается в том, что педагоги вносить задания в дневники будут сразу на несколько дней вперед – во-первых, это позволит уменьшить количество заходов на ресурс, а во-вторых, школьники получат возможность равномерно распределить по дням выполнение домашней работы. И, наконец, специалисты напоминают, что есть альтернативные методы передачи информации и проверки домашних заданий: это традиционная электронная почта, социальные сети, а также мессенджеры.
Будет ли пересмотрен объём задаваемых домашних заданий?
Этот вопрос появился неспроста. Соцсети заполонили жалобы родителей на вал домашних заданий. Делать среди ночи уроки сложно особенно тем, у кого несколько детей в разных классах и кто работает в эти дни. А ещё ряд родителей жалуются, что задания дают «не по возрасту». Так, было сообщение, что один из учителей физкультуры поручил первоклашкам рисовать анатомию человека…
Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина согласилась: переложить шесть уроков в домашний формат да ещё плюс домашние задания – это очень большие нагрузки для детей.
– Поэтому мы заранее скорректировали учебный план. Это очень большая работа. Почти по каждому ученику пришлось разрабатывать индивидуальный учебный план. Все, что должен ребёнок изучить, будет изучено. Если есть сложная тема, которую ребёнок не может сам понять с дистанционным обучением, то, чтобы не перегружать родителей, она может быть перенесена на следующий год.
Руководитель регионального комитета образования также согласилась с тем, что некоторые учителя любят давать ученикам слишком много заданий. Но сейчас, по словам Ларисы Савиной, завучи школ предупреждены, что необходимо не только отслеживать ситуацию с выполнением домашних заданий, но и корректировать их по обстановке.
– Также мы просим, чтобы учителя-предметники в средних и старших классах сначала направляли домашние задания классному руководителю. Это делается, чтобы не допустить перегрузки учеников «домашками». И конечно, недопустимо давать школьникам домашние задания не по возрасту, – заключила председатель комитета.
Как будут в этом году проводить ВПР? Повлияет ли на это ситуация с коронавирусом?
Всероссийские проверочные работы решением Министерства образования России отложены до конца этого учебного года. При этом право определить точные сроки их проведения предоставлено каждому региону в отдельности.
– Мы пока не приняли решение, когда проводить ВПР, – рассказала Лариса Савина. – Чтобы эта проверка знаний не делалась для «галочки», мы сначала всё проанализируем, примем решение и согласуем его с Министерством образования России.
Председатель профильного областного комитета при этом особо подчеркнула: детей к ВПР в любом случае подготовят в полном объёме! В то же время речь о продлении учебного года сейчас не идёт – в регионе все учебные программы скорректированы таким образом, чтобы прибегнуть к этой мере не пришлось.
Будут ли создаваться спецгруппы в детсадах для тех, кто сейчас не может работать удалённо?
Нет, спецгруппы открывать в дошкольных учреждениях не будут, так как в соответствии с постановлением руководителя регионального Роспотребнадзора детские сады должны быть полностью закрыты до 30 апреля. Это необходимая мера профилактики распространения коронавирусной инфекции, поэтому делать исключения и подвергать воспитанников и сотрудников детсадов угрозе заражения было бы неправильно.
Переведут ли музыкальные школы тоже на дистанционное обучение?
Все 18 муниципальных учебных заведений дополнительного образования в сфере культуры и искусства, в которых обучаются более 13 тысяч детей, с 6 апреля 2020 года также перешли на дистанционное обучение.
Педагоги уже составили графики на учебную неделю по классам, разработали теоретические и практические задания по групповым предметам «Сольфеджио», «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». А по предмету «Специальность» готовы индивидуальные графики обучения также на неделю вперёд. Как получать домашнее задание – на электронную почту, через социальные сети или мессенджеры, ученики и их родители решают сами.