Волгоградка Марина Сохончук кроит свою жизнь из разноцветной ткани
Когда маленькая Марина впервые взяла в руки ножницы и изрезала мамину одежду на кусочки, никто и не подозревал, что подрастающая девочка станет одной из самых известных в Волгограде мастериц лоскутного шитья. Красивое слово «квилт» — умение из разных кусков ткани создавать цельные уникальные вещи — теперь завораживает не только Марину, но и всех, кого она сумела увлечь своим хобби. А несколько лет назад Марина переплюнула даже основательниц этого направления в шитье: работы Марины покупают даже западные ценители, для которых изделия в стиле квилт давно стал привычными.
Квилт на мемори
— Мои родственники говорят, что в детстве я только и делала, что собирала по дому разные тряпочки и сосредоточенно раскладывала их перед собой, — вспоминает Марина. — Я же четко помню, как впервые увидела фото лоскутной наволочки в популярном когда-то среди всех советских женщине журнале «Работница». Тогда мне было лет десять, и я смело взялась за дело — очень уж хотелось иметь в своем девичьем приданом такую оригинальную вещицу.
А лет десять назад Марина, наконец, позволила себе полностью отдаться любимому увлечению. Все предшествующие годы она ловила себя на том, что зачем-то складывает в отдельную коробочку остающиеся от шитья кусочки тканей. Знакомые, зная о странном пристрастии подруги к лоскуткам, тоже несли ей свои экземпляры. Для чего они были ей нужны, Марина сказать не могла, пока однажды не наткнулась в Интернете на целый альбом с работами какой-то иностранки: та хвасталась своими квилтами — стегаными одеялами, сотканными из кусочков тканей. Уже на следующий день Марина решительно достала заветную коробочку.
— Для меня словно открылся новый мир. Я буквально впитывала в себя незнакомые понятия — квилт, квилт-мемори, велкам-квилт… — вспоминает Марина. — На Западе, особенно в англоязычных станах — Америке, Канаде и Австралии — это целая индустрия, насчитывающая века. Сшитые вручную лоскутные одеяла и панно создавались еще чуть ли не в рыцарские времена, когда женщины провожали в путешествия своих мужей, даря им на память о доме саморучно изготовленные одеяла, сшитые из кусочков своей домашней одежды.
Все это следует шить
В России квилтинг часто путают с печворком, хотя, по словам Марины, понятия эти практически синонимичны: просто слово «квилтинг» создано от «квилт» — «стегать», а «печворк» — от слова «пейч» — «кусочек». Так и выходит — стеганые кусочки — фрагменты разных тканей, подобранных в соответствии с замыслом мастера. И странно, что популярность квилтинг в нашей стране набирает только сейчас: вообще-то сшитые из лоскутков одеяла, покрывала и наволочки раньше были чуть ли не в каждой русской избе. Со временем, правда, лоскутные вещи начали презирать за их «бедность», но сегодня, следуя моде, пестрые вещицы становятся чуть ли не центром интерьера, задавая тон обстановке и атмосфере всего дома.
— В Америке квилты с надписью Welcome вешают над входной дверью дома, а одеяла с изображением ручек младенцев и кусочками младенческих пеленок дарят на рождение детей, — рассказывает Марина. — Одеяла с рисунками переплетенных обручальных колец — один из самых желанных подарков на бракосочетание, а покрывала, сшитые из одежды умерших людей, — залог вечной памяти об ушедших из жизни близких родственниках.
Сейчас Марина со смехом вспоминает свои первые опыты: старенькая машинка «Чайка», маленький уголок в комнатке, заваленный лоскутками. Когда американские интернет-подруги узнали о том, где и в каких условиях создаются творения волгоградской мастерицы, они были в шоке: у настоящих профессионалов для работы с квилтами отдельные комнаты и специальные машинки с нужными строчками, лапками, приставным столиком и прочими приспособлениями — линейками, ножами, утюжками и даже булавками.
Академик лоскутных наук
С течением времени и Марина, конечно же, обзавелась всеми необходимыми и удобными приспособлениями для создания лоскутных одеял. Ведь теперь она — первое квилт-лицо нашего города, непременный участник различных выставок и фестивалей. Однажды на одну из выставок заглянул митрополит Волгоградский и Камышинский Герман: увидел работы мастерицы, обомлел и тут же обзавелся лоскутной подушкой.
А недавно Марина Сохончук стала действительным членом Российской лоскутной академии (да-да, есть и такая!). Правда, времени на общественную деятельность у нее пока мало: все отнимает работа над созданием новых шедевров да общение с ученицами — для всех желающих Марина проводит мастер-классы по обучению основам квилтинга.
— Как-то меня спросили: согласилась бы я преподавать квилтинг в школе на уроках труда? Я ответила утвердительно, но пока конкретных предложений не поступало, — признается Марина.
Самая любимая работа мастерицы — каждая последняя. Но долго в ее квартире одеяла, наволочки, постельные комплекты и панно не задерживаются: либо расходятся по знакомым, либо покупаются ценителями творчества hand-made. Для такого кропотливого труда стоимость произведений Марины совсем невысока: к примеру, одеяльце для новорожденного обойдется в 2,5—3 тыс. руб., а полноценная полуторка — от 4,5 тыс. руб.
Заканчивая одно изделие, Марина уже задумывается о следующем: идеи, как скомпоновать и сшить разные кусочки тканей, приходят к ней даже во сне — порой Марина вскакивает с кровати, чтобы поскорее сшить привидевшийся ей блок. И это — ее главный стимул для создания новых шедевров.
Елена ПРОХОРОВА.