16+
Подробности

Режиссер Григ Скоморовски: «"Кармен" – опера о выборе между страстями и человечностью»

28 Янв 2019 16:50, 31 фото

В преддверии премьеры новой постановки легендарной оперы Жоржа Бизе режиссер спектакля дал «Городским вестям» большое интервью.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Легендарная опера «Кармен» знакома волгоградскому зрителю уже давно: этот спектакль вошел в репертуар театра «Царицынская опера» несколько лет назад. Это было классическое прочтение произведения Жоржа Бизе – французского автора, со дня рождения которого в этом году исполняется 180 лет. В июне прошлого года в театре состоялся запуск новой постановки в прочтении ныне австрийского режиссера Грига Скоморовски. Полгода он курсировал между Веной и Волгоградом, приезжая в город на Волге на 2-3 недели.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Три месяца длилась подготовительная работа: поиск художественных решений, защита режиссерской позиции, исследование различных вариантов партитуры, изучение жизненного и творческого пути Бизе, его эпохи. Три месяца репетиций с новой хореографией, с партиями на языке оригинала – французском, и вот уже в среду, 30 января, волгоградцы смогут впервые увидеть результат этого кропотливого труда целой творческой команды. В чем принципиальное отличие этой постановки «Кармен», почему выбран французский язык и зачем режиссер сознательно устранился от традиционных декораций и костюмов? «Городские вести» отправились за ответами на эти вопросы на аудиенцию к постановщику.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

«Эффекты не ради эффектов»

Григ Скоморовски 20 лет работал над телевизионными шоу, иногда обращаясь к сфере театра.

– Меня всегда привлекала некая энергия, энергия чуда, которое называется искусство, именно живое искусство, – рассказал режиссер. – Очень долгое время я интересовался высокими энергиями, то есть созданием телевизионных и стадионных шоу. А потом произошел какой-то переворот во мне, и я понял, что энергия двух людей на сцене в театре гораздо мощнее, интереснее, многообразнее и объемнее, чем вся эта густая энергия телешоу.

Визуальная составляющая для режиссера очень важна, поэтому для «Кармен» он предложил концепцию, связанную с визуальной культурой. По словам Скоморовски, это не будет шоу.

– Это спектакль, который имеет определенную визуальную культуру, более современную, соответствующую сегодняшним ритмам жизни, сегодняшней энергетике. Сейчас мы наблюдаем, как происходит синтез медийного и театрального, и цель этого синтеза – достичь большей психологической и эмоциональной глубины сопереживания зрителя.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Чтобы вызвать сопереживание у зрителя, необходимо создать и поддерживать нужную атмосферу, подчеркнул режиссер. Этим целям как раз и служит использование на сцене различной техники, в частности светотехники и лазеров. Творческая команда при работе над новой «Кармен» создала очень скромные декорации, поскольку работает с пространством.

– Мы хотим, чтобы зритель увидел, что этот театр возникает из ниоткуда, – отметил Григ Скоморовски. – Важны такие вещи, как тени и полутона, световые эффекты не ради эффектов, а ради создания той энергии, которая нам нужна на сцене.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Человек или бык?

Принято считать, что одной из причин посещения театра является желание развлечься, отдохнуть от повседневных проблем. При создании «Кармен» в прочтении Скоморовски вся творческая команда, безусловно, думала о зрителе и с такой точки зрения, но этот спектакль только развлечением точно не назовешь.

– Интересно, что Бизе писал ее как развлечение, ведь в старой партитуре она обозначена как opéra-comique* и «Кармен» была изначально поставлена в театре «Опера-Комик», – рассказал режиссер. – Люди пришли развлекаться, а увидели на сцене себя, потому что на самом деле эта опера поднимает проблемы каждого человека, в первую очередь это проблема выбора между своими страстями и своей человечностью. От каждого человека зависит, проявятся ли его животные инстинкты или нет, кем ты в итоге станешь – быком, которого можно заколоть на арене, или человеком. Собственно, опера «Кармен» об этом. Только кажется, что она про цыган и про Испанию, это все флер.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Жорж Бизе гениален, потому в оболочку развлечения ему удалось «зашить» фундаментальные вопросы человеческого бытия, но при этом не нравоучительствовать. Французский композитор в «Кармен» говорит: да, ты можешь следовать своим инстинктам и страстям, только ведет это к смерти человека в человеке. Позволим напомнить читателю эпизод из сюжета оперы, когда в конце второго акта Кармен и окружающие ее люди уговаривают Хозе – иди с нами и делай, что хочешь, ты будешь свободен, только ты будешь себя сам судить. Он пошел, и к чему это его привело? Финал оперы не сколько в том, что Хозе убивает Кармен, а в том, что он в себе убивает остатки человечности.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

– Мы не рисуем образ Кармен таковым, к какому все привыкли: она не цыганка, она человек, – акцентировал внимание Григ Скоморовски. – Часто говорят, что Кармен – это роковая женщина, в литературном источнике написано, что она падшая, но опера – это не произведение Проспера Мериме. Кармен ни в чем не виновата, да, она красивая и ей многое дозволено, но эта женщина никого не соблазняет. Многие считают, что Кармен провоцирует Хозе: да, она вышла, бросила цветок, ну и что? Хозе падает последовательно: сначала он позволяет ей сбежать, потом он нападает на офицера. Ему как бы дают возможность выйти из игры, но он совершает выбор следовать своим инстинктам, не обуздать их. И тут уже возникает в опере такой фундаментальный вопрос, что такое хорошо, а что такое плохо.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Трудности перевода

«Кармен» уже не впервые называют образцом настоящего искусства, поскольку эта опера отражает жизнь как она есть, а зрителю остается наблюдать за этим, примерять что-то на себя и соотносить с собой. И это произведение многое теряет, когда его исполняют не на французском языке, считает Скоморовски.

– Когда мы читаем «Гете» в переводе Пастернака, то понимаем, что семантика потеряна наполовину как минимум, хотя и Пастернак – блистательный писатель и блистательный переводчик, – отметил режиссер. – И взять «Кармен»… Например, по-русски поется «любовь – цыганское дитя» – нет такого в опере! Любовь – дитя свободы на самом деле, и поэтому сразу идет смещение смысла при переводе. Вторая причина заключается в том, что опера – это музыкальное искусство, и «Кармен» писалась с учетом фонетики, мелодики и ударений французской речи. Так что в итоге мы получим более объемный, более близкий к оригиналу продукт. Кроме того, последняя тенденция, которая уже довольно долго господствует в оперном мире – нецелесообразно и неприлично исполнять оперу на языке, отличном от того, на котором она написана.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Во время работы над новой постановкой «Кармен» творческая группа изучила все версии оперы и даже исследовала первые партитуры. Они обнаружили в ранних источниках, что действие происходит не только на площади в Севилье, но еще и на фоне моста, что очень заинтересовало режиссера и его помощников. В жизни каждого человека на пороге нового жизненного этапа случается такой период, что вас как бы крутит, жизнь преподносит различные испытания. И в начале оперы главный герой Хозе находится перед новым жизненным этапом – женитьбой, повышением по службе, и ему нужно только перейти этот мост, объяснил Скоморовски. И тут около него возникает Кармен, его испытание, он падает в пучину страстей и этот мост так и не переходит. Такой интерпретации предшествовало тщательное изучение обстоятельств жизни Бизе и его окружения.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

«Провинция есть только в отношении к своему делу»

Новая «Кармен» для «Царицынской оперы» не родилась бы без упорной и самоотверженной работы всех участников процесса: артистов, музыкантов, художника-постановщика, дирижера и других не менее важных людей.

– Если артист выходит на сцену «Царицынской оперы» с мыслью о том, что он участвует в едином театральном процессе, то тогда нет места понятию «провинциальный театр», – рассказал Григ Скоморовски. – Провинция есть только в отношении к своему делу. Если ты работаешь с полной самоотдачей, то рождаются интересные вещи, и я вижу в работе со многими волгоградскими артистами эту потрясающую самоотдачу, насколько я могу судить по репетициям. Они действительно многослойно изучали свои роли, глубоко репетировали, оттачивали психологические, пластические моменты. Безусловно, есть огромная самоотдача хора, когда он выучил целые хореографические номера. Я получаю огромное удовольствие от работы со всеми.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»

Завершая беседу, режиссер напомнил, что театр – это не концерт, не эстрада и не съемочная площадка. В этой «Кармен» все пластические и визуальные решения многослойны и трехмерны и решают несколько задач: смысловые и чисто театральные – ведь опера, несмотря ни на что, все равно остается в той или иной мере зрелищем. С таким подходом и нужно отправляться в театр: наслаждаясь высоким искусством и эффектной подачей, помнить о философии, выборе, человечности – обо всем том, о чем хотел Бизе поговорить со своим зрителем.


Дарья Кальнова

* жанр французского музыкального театра XVIII—XIX веков, основанный на сочетании музыкальных номеров и разговорных диалогов.

Фото: Александр Куликов / театр «Царицынская опера»
Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

03:15, Общество

Что запрещено 22 января, чтобы не узнать беды

01:15, Происшествия

Волгоградцев предупредили о мошенничестве с заработком на лайках

00:05, Происшествия

В Волгограде на видео записан момент жесткого ДТП на Металлургов

21 Янв, Общество

В ЦГМС волгоградцев предупредили о морозах до -15º

21 Янв, Происшествия

В Волгограде 9-летняя девочка перевела мошенникам 100 тыс. рублей

21 Янв, Общество

Андрей Шинкаренко из Волгоградской области погиб в зоне СВО

21 Янв, Здоровье

Волгоградский врач объяснила, кто рискует получить хронические болезни

21 Янв, Общество

В ЦПКиО Волгограда альпаки и козочки ждут пополнения

21 Янв, Здоровье

На 48% выросла заболеваемость ОРВИ среди волгоградцев

21 Янв, Общество

Больше 100 тыс. волонтеров объединились в Волгоградской области

21 Янв, Общество

Волгоградцы в праздники вызывали поваров на дом

21 Янв, Общество

В Волгограде поделились Божественным чудом 20-летней давности

21 Янв, Образование

Волгоградские школьники получили сертификаты о своей первой профессии

21 Янв, Общество

С бойцом СВО Павлом Ткаченко простились в Волгоградской области

21 Янв, Общество

Волгоградцы могут похудеть на острой пище

21 Янв, Происшествия

Волгоградский предприниматель несвоевременно установил сплит-системы в больнице

21 Янв, Общество

Что строго запрещено делать 22 января, чтобы избежать неудач

21 Янв, Экономика

Работники волгоградских предприятий пройдут обучение

21 Янв, ЖКХ

Волгоградцам отменят круглогодичную оплату за отопление

21 Янв, Инфраструктура

На 94% готова строящаяся поликлиника на юге Волгограда

Календарь