Совершим экскурс по улицам дореволюционных волжских городов
В советское время улицы назывались в честь революционеров и героев Великой Отечественной войны, сейчас при выборе «имен» придерживаются более нейтральной тематики, а в дореволюционное время при наречении улиц действовали иные приоритеты: монархические устои, уважение к высшим сословиям, православие.
В честь венценосных особ
Как в каждом уважающем себя городе Российской империи было по одной Мариинской женской гимназии, названной в честь императрицы Марии Александровны, также часто встречались и улицы, отсылающие к именам венценосных особ, например, Екатерининская. В дореволюционной Самаре были Алексеевская площадь и Николаевская улица, в Саратове и в Царицыне — Александровская. Более того, в нашем городе также называлась одна из его главных площадей. И главной она была не только по центровому месторасположению — к началу Первой мировой войны на Александровской площади находились почти все более менее значимые учреждения города: отделение Государственного банка, отделение Азовско-Донского банка, уездное земское собрание, уездная земская управа, уездное по воинской повинности присутствие, уездный съезд, библиотека уездного земства. Все вышеперечисленные учреждения располагались в домах самых богатых царицынских купцов — Воронина и Лапшина.
Статус не терпит трущоб
Помимо царских имен улицам давали и названия в честь привилегированного сословия. В дореволюционной Самаре одной из самых красивых и модных была Дворянская улица — широкая, красиво мощеная булыжником. На Дворянской улице располагались отделение Государственного банка, окружной суд и здесь в доме № 93 находился магазин Оскара Петерсона, специализировавшегося на продаже популярных электрических ламп, и французская кондитерская и кафе «Жан».
В Зацарицынской части (ныне Ворошиловский район) на месте современной Рабоче-Крестьянской улицы находилась Княгининская. Эта улица по своей насыщенной инфраструктуре полностью соответствовала своему высокому титулу. Может, тогда все подгонялось под название улиц: от качества домов до уровня магазинов? Ну не могли же быть на Княгининской убогие трактиры и трущобы. Это бы уже выглядело насмешкой. Поэтому на Княгининской в соответствии с ее высоким социальным званием был слышен аромат денег и влияния. На ней находились магазины известных своим качеством в городе кожевенных изделий, бакалейных, канцелярских, колониальных и галантерейных товаров.
Православная тематика
Другой традицией, которой до революции придерживались, выбирая названия для улиц, была православная тематика. Благодаря ей российские города пестрели Соборными, Ново-Соборными, Благовещенскими и Скорбящинскими площадями, Воскресенскими, Мироносицкими, Богословскими, Рождественскими, Софийскими, Успенскими, Троицкими, Вознесенскими и Покровскими улицами. Думаю, не надо говорить, насколько быстро и кардинально были переименованы эти улицы. В 1923 г. в канун 6-й годовщины Октябрьской революции специальная комиссия приняла решение: «В ознаменовании 6-й годовщины Октябрьской революции признать необходимым переименовать улицы города, носящих наименования, происходящих от разного рода святых…»
География в приоритете
Московская, Царевская, Воронежская… Пожалуй, самыми безопасными с точки зрения политики были улицы, названные в честь столиц, городов и географических мест. Однако и их в 20-е годы беспощадно переименовывали. Наверное, самая удивительная история у улицы Краснознаменской.
В Царицыне, когда только появилась крепость, эта улица обозначилась одной из первых. Потом, в XVIII в., она оформилась как самостоятельная и ее стали величать в честь города, в котором она и находилась — Царицынской. Наверное, на ней происходило немало славных событий, но через века до нас дошло немного посвященной ей информации, и среди нее та, что на этой улице появилась первая царицынская харчевня. В уже известном вам 1923 г. Царицынская, как и многие другие улицы Царицына, одним махом, была переименована, и в своей новой ипостаси получила характерное для революции название — Краснознаменская.
Революционеры выбирают Пугачева
Кажется, что может быть безобиднее географических названий? Но и здесь революционные деятели усмотрели крамолу и, стремясь уничтожить любое напоминание о прошлых днях, все улицы подвергли переименованию.
Известный волгоградский историк директор Волгоградского областного краеведческого музея Александр Материкин в свое время серьезно изучал истории царицынских улиц и одной из них — Пугачевской — даже посвятил целое исследование.
До революции ни одному представителю власти даже в горячечном бреду не пришла бы в голову мыль назвать улицу в честь бунтаря Емельяна Пугачева. Зато это сделали революционеры. Потому как это «имя» улицей было получено в 1923 г., а до этого она называлась Царевской по уездному городу Саратовской губернии Цареву.
— На Царевской находились лавки торговцев, частные и государственные магазины, мастерские, — рассказывает Александр Васильевич. — В начале XX века из 18 городских частных модных мастерских по пошиву одежды здесь находились две — Анкудиновой и Ягодской. Две из 16 царицынских парикмахерских располагались здесь же.
Наталья ЖУРБИНА.