Волгоградский математик изобрел революционный метод решения уравнений, но на его внедрение уходят годы
Профессор, доктор технических наук Николай Бандурин — ученый со стажем. Недавно отметил свой 75-й день рождения, и половина его биографии связана с Волгоградским государственным архитектурно-строительным университетом.
Первые университеты
В судьбе ученого было многое: полное лишений военное детство, долгожданная возможность пойти учиться, удачный брак — недавно отпраздновали с женой Валентиной золотую свадьбу, жизнь в большой науке.
Николай Григорьевич вспоминает, как в 1953 г. он, 15-летний паренек, поступил на отделение механизации недавно открывшегося Сталинградского лесного техникума — ныне технического колледжа.
— Для меня, сельского паренька из Саратовской области, все в этом большом городе казалось таким красивым и необычным, — делится Бандурин. — Величественное здание техникума с колоннами находилось в самом центре — на пл. Обороны. Под его крышей мы учились, жили и занимались спортом. Помнится, как с товарищами по комнате первое время считали выданные белые простыни такой роскошью, что боялись к ним прикасаться.
Но жизнь шла вперед. Вот уже за плечами учеба в техникуме и три года службы в рядах Советской армии.
— Тогда, в далеком 1960-м, о больших успехах не мечталось, просто хотелось учиться, неудержимо тянуло к знаниям, — продолжает Бандурин.
И он поступает в сельскохозяйственный институт на отделение электрификации. К тому времени Николай уже имел семью и маленького сынишку, так что помимо учебы пришлось еще и подрабатывать. Зато, когда в 1965 г. будущий ученый получил диплом специалиста, радости его не было предела. Он сразу устроился на работу преподавателем сопромата и высшей математики, так как всегда любил эту науку.
Жизнь в науке
Дальнейшие годы были посвящены написанию и защите сначала кандидатской, а потом докторской диссертаций. Последнюю ученый творил в соавторстве с доцентом сельхозинститута Анатолием Николаевым. Докторская была посвящена развитию метода конечных элементов — МКЭ. После ее успешной защиты Николай Бандурин уже самостоятельно занялся разработкой численного метода решения систем существенно нелинейных интегро-дифференциально-алгебраических уравнений, или СНИДАУ.
— Полагаю, что имею моральное право гордиться тем, что впервые в истории вычислительной математики мне удалось предложить метод решения корректных СНИДАУ самого общего вида и впервые разработать программы для автоматического решения таких уравнений на персональных компьютерах, — говорит ученый.
Профессор сделал, по его мнению, уникальное открытие в математике, на основе которого разработал оригинальный метод решения сложнейших математических задач и создал соответствующее программное обеспечение. Эти программы, будь они признаны, могли бы стать революционными и в военной, и в химической промышленности.
О своем открытии он написал тогда Президенту России Борису Ельцину. Обращение ученого глава государства не оставил без внимания.
— По поручению аппарата правительства была создана специальная комиссия, куда вошли квалифицированные эксперты ведущих институтов РАН и ученые из МГУ, — вспоминает Бандурин. — Моя программа была протестирована, но из 10 задач были решены только 5. В итоге комиссия дала рекомендацию усовершенствовать программу, я занялся доработкой и вскоре устранил все скользкие моменты. Хочу отметить, что в Волгограде меня всегда поддерживал Владимир Иванович Атопов. В 70-х гг. он был моим коллегой и начальником в сельхозинституте, затем в горхозе. Позже, став председателем горисполкома Волгограда, не забывал и всячески поощрял мои исследования.
Игры разума
За прошедшие 15 лет повторная экспертиза так и не состоялась. Из Роснауки годами на имя профессора приходили лишь отписки с цитатами из заключения первой экспертизы, а в 1999 г. вся переписка волгоградского ученого без его ведома и в нарушение авторских прав была передана в Республиканский исследовательский научно-консультационный центр. Снова начались отписки, а в финале ученому просто отказали в тестировании программы. Отчаявшись, математик подал на Роснауку в суд, но снова потерпел фиаско.
Николай Григорьевич выкладывает передо мной пачку отзывов известных ученых о его изобретении.
«На меня вышел Николай Бандурин из Волгограда, — пишет профессор Смульский директору Сибирского суперкомпьютерного центра Алексееву. — Он создал метод и программы… если оснастить суперкомпьютер SSSCC1000 таким пакетом, то можно ставить и решать задачи, которые раньше не решались! Думаю, в Сибирском отделении найдется много желающих, готовых к таким задачам…»
«Считаю, что методика расчета, предложенная профессором Банудриным Н. Г., может найти применение при решении задач оптики», — заключила профессор Каманина из государственного оптического института им. Вавилова.
«В связи с развитием вычислительной техники создано много стандартных продуктов с максимально приближенным к неискушенному в программировании пользователю. Но они имеют существенные недостатки… Совокупность программ, разработанных Бандуриным, имеет ряд преимуществ перед перечисленными программными продуктами», — считает доктор физико-математических наук Александр Захаров.
— Почему же ваше изобретение, имеющее столько положительных отзывов, до сих пор не запатентовано? — недоумеваю я.
Профессор лишь разводит руками.
— Приходится признать, что в родной стране я потерпел фиаско, — подводит он итог. — Я предлагал свое детище очень многим математикам, механикам, потенциальным инвесторам. У одних есть чувство зависти, другие хотят получить немедленную прибыль, кроме того, сильна бюрократия чиновников — они негативно относятся к ученым-провинциалам.
Пока, говорит Николай Григорьевич, его изобретение еще оригинально. Но со стремительным развитием науки западные ученые сами смогут открыть предложенный метод, ведь, отчаявшись, он недавно опубликовал алгоритм действия в одном из западных научных журналов. И тогда не исключено, что наше российское открытие будут продавать нам же, но уже за огромные деньги…
Инга ИВАНОВА.
Фото Сергея ЖЕЛТОВА.