Депутаты Госдумы предлагают ввести две подкатегории водительских удостоверений в зависимости от массы автомобиля
Согласно предложению народных избранников водители малолитражных автомобилей не смогут управлять машиной массой более 3 т, к коим относятся внедорожники и прочие крупногабаритные авто. Депутаты работают над законопроектом, который установит правила получения водительских прав различных подкатегорий на управление «легкими» и «тяжелыми» машинами.
Особая графа
Необходимость этого нововведения парламентарии видят в дифференцировании прав категории «В», которая доселе не требовала четкого деления на подкатегории. Обладатель соответствующего документа государственного образца сегодня знает, что он может управлять автомобилями максимальной массой до 3,5 т и количеством мест не более 8. Теперь, если владелец, скажем, «восьмерки» вдруг станет счастливым обладателем джипа, ему, скорее всего, придется получать еще и новые водительские права. Дело в том, что депутаты федерального заксобрания хотят категорически запретить владельцам малолитражных автомобилей садиться за руль крупногабаритных авто.
— Законопроект подразумевает новое деление категорий. Они будут разделены на подкатегории по классификации транспортных средств, — поясняет первый заместитель председателя думского комитета по транспорту Михаил Брячак. — Если категория «B» предусматривает сегодня вождение легковых автомобилей, то теперь вводятся подкатегории «В 1» — легкие (до 3 тыс. кг) и «В 2» — тяжелые. Обладатель категории «В 1», который водит, например, «Жигули» и др. машины с таким же тоннажем, не сможет садиться за руль авто массой более 3 тыс. кг. Это тяжелые джипы «Хаммер».
Однако есть те, кто категорически не согласен с делением на подкатегории.
— Есть классы автомобилей, исходя из классификации которых и выдаются права того или иного образца, — говорит председатель Волгоградского регионального отделения ООД «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. — Я получил право управления транспортным средством категории «В». Сюда входит и «Запорожец» и «Хаммер», и меня не должны ограничивать в моем праве ездить на автомобилях данной категории. Сегодня у меня «копейка», а завтра джип, и что же: я должен менять свои права? Полная чушь.
За руль — с российскими правами
Еще одним важным изменением станет запрет на вождение автомобиля для людей, получивших права за рубежом. По мнению разработчиков поправок, в первую очередь, они помогут регулировать ситуацию в сфере пассажирских перевозок. За рулем большинства маршруток сейчас сидят граждане соседних государств, которым не известны ни особенности местности, ни российские правила дорожного движения. Теперь, чтобы поступить на работу, водителям-иностранцам придется пройти обучение за свой счет и получить российские права. Однако при этом предусмотрен переходный период.
— Людям, которые уже работают, дается право в течение года пройти обучение и сдать экзамены для получения удостоверения российского образца, — говорит Михаил Брячак. — А те, кто вновь приезжают для того чтобы заниматься профессиональной деятельностью в качестве водителей, должны сразу пройти обучение, сдать экзамен и получить удостоверение российского образца.
Исключение будет сделано для туристов и других временно пребывающих на территории РФ лиц.
С механики на автомат
Предполагается также разделить вождение транспортных средств с автоматической и механической коробкой передач. Бывалые водители знают, что вождение с механикой сложнее, чем с автоматикой. До сих пор, чтобы получить права этой категории, экзамен можно было сдать только если ты выполнил одно из упражнений на машине с механической коробкой передач. Между тем все больше автовладельцев покупают автомобили с автоматической трансмиссией. И им навыки механики совершенно не нужны.
Поправки в закон дадут им возможность сдавать все экзамены на машине с автоматом, но наложат жесткие ограничения. Если экзаменовался на таком автомобиле, то в правах появится отметка, что можешь управлять машиной только с автоматом. Решил пересесть на механику — сдавай экзамены снова, именно на таком авто. В ГИБДД не исключают, что если такое положение будет принято, то изменятся и программы обучения. Впрочем, говорят в ведомстве, подобные нововведения целесообразны и обусловлены рядом объективных причин, сложившихся за последние годы в нашей стране.
— В первую очередь, это связано с расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемых автомобилей, — говорит начальник ОГИБДД УМВД по Волгограду Сергей Егоров. — Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать систему подготовки и переподготовки водителей. Кроме того, это позволит привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что окажет положительное влияние на состояние аварийности в целом.
Надо сказать, что все эти поправки в Закон «О безопасности дорожного движения» были внесены в Госдуму еще в 2010 г. В конце 2011-го состоялось первое чтение законопроекта. С той поры текст документа неоднократно дорабатывался, и сейчас в федеральном парламенте со дня на день ждут заключения правового управления президента. Как только оно будет получено, законопроект пройдет второе и третье чтения. Предполагается, что он может быть принят уже этой весной, а поправки вступят в силу, скорее всего, с будущего года.
Денис КАЕХТИН.