В Царицыне по почте можно было заказать крем для «лучезарных очей» и для собак всех пород
Несмотря на обилие торговых площадей, современные шопоголики все чаще предпочитают покупать товары заочно, в интернет-магазинах — там и цены подешевле, и есть возможность найти нечто эксклюзивное. Но заочная торговля не является изобретением нынешнего времени. В дореволюционном Царицыне как в успешном экономически развивающемся городе все больше горожан выбирали услугу «товары — почтой». Адреса заказов были, конечно же, столичные и зарубежные: Москва, Санкт-Петербург, Рига, Киев, Варшава и другие. Какие же товары заказывали наши предки?
10 рублей за батистовый наряд
Если выставить своеобразный рейтинг — что чаще всего в дореволюционную эпоху заказывали по почте, то выяснится: первое место по числу заказов приходится на женские наряды. Что делать — модницы всех времен были самыми большими потребителями товаров, и, пожалуй, с них и начиналась услуга «товары — почтой». Товарищество «Фабрикант» по желанию заказчиц составляло целый комплект гардероба из нижних и верхних юбок и блузок. Заказ, состоящий из трех предметов дамского гардероба, упаковывался в отдельный ящик и стоил 4 руб. Пересылку оплачивал клиент, она составляла без малого 90 коп., а отправка в «азиатскую Россию» и Сибирь стоила еще дороже — 1 руб. 40 коп. Однако уже в начале XX в. действовало понятие «оптовый покупатель», и если клиент заказывал 9 комплектов дамской одежды, то пересылка осуществлялась за счет фабрики. Еще один интересный факт из жизни торговли почтой столетней давности — это возможность, если товар не подошел или не понравился, вернуть его и получить деньги обратно.
Если душа модницы требовала уж чего-то совсем особенного и столичного, можно было заказать наряды в магазине А. Н. Ивановой, что находился в Москве на Тверской. К летнему сезону 1912 г. продавались белые нарядные батистовые платья, которые в зависимости от вышивки и прочей отделки стоили от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. При этом г-жа Иванова утверждала, что о качестве высылки не стоит беспокоиться: «За высылку прошлого года имею много благодарностей. Высылаю наложенным платежом».
В случае, если позволяли средства, можно было сделать заказ даже в Швейцарии. Производитель, чтобы снизить цену для заграничных клиентов, отправлял не готовые платья, а его отдельные части: лиф, рукава, воротник. Оставалось только на месте все соединить и хвастаться перед подружками лучшей швейцарской вышивкой на тюле, самыми модными в этом сезоне оттенками нарядов и удобным, «истинно заграничным», кроем.
Секретная доставка
Далее по популярности заказов идут, конечно же, косметические средства. Любопытно то, что поставщик, понимая определенную интимность заказанных товаров — не каждая же женщина хочет, чтобы узнали о приобретении ею крема от морщин, — обещает анонимность. Такой тайный подход к продаваемым товарам особенно подчеркивает рижская косметическая лаборатория. К примеру, заказав у нее восточную глазную воду, придающую уставшим глазам «сияющий блеск и выразительность», царицынка оплачивала покупку в 2 руб. 50 коп., доплачивала еще 35 коп. за пересылку и могла быть уверенной, что наименование ее товара будет держаться в секрете, а то вдруг кто-нибудь догадается, в чем секрет ее пленительного взора.
Но помимо общеизвестных товаров в дореволюционное время почтой рассылали и нечто совершенно для наших дней экзотическое. Так, в магазине санкт-петербургской фирмы «Вальтер и Кох», специализировавшейся на конных седлах, упряжи и снаряжении, существовал целый отдел, который занимался рассылкой заказанных товаров. «Вследствие появившихся в последнее время многочисленных подделок нашей фабрики (не стесняются пользоваться клеймом фирмы), — так было написано в рекламном объявлении фирмы «Вальтер и Кох», — честь имеем сообщить многоуважаемым покупателям, что никаких отделений, агентов и комиссионеров фирма не имеет, а также не поставляет товары никаким торговым домам, товариществам, потребителям и экономическим обществам. Просим непосредственно обращаться в магазин фирмы, который находится по адресу С.-Петербург, улица Гоголя, д. № 4, телефон 62-66. Заказы высылаются по получении задатка».
По почте можно было заказать и «американские плавательные крылья «Айвада», до боли напоминающие популярные в 30-е — 40-е гг. кубышки. Благодаря такому приспособлению можно легко держаться на воде тем, кто вообще не умеет плавать. Уникальное приспособление стоило 1 руб. 70 коп., а их пересылка с московского склада И. Глазунова составляла 35 коп. Доставка в Сибирь стоила подороже — 65 коп.
Более того, в дореволюционное время по почте можно было заказать из киевской «Химико-бактериологической лаборатории Б. Гуревича»… «единственно верное средство для массового истребления крыс и мышей — бактерийной заразы, безвредное для людей и домашних животных». Порция стоила 2 руб. 5 коп., и это была сумма с пересылкой.
«Доставим в здоровом состоянии»
Если думаете, что плавательными крыльями «Айвада» и мышиным ядом ограничивается круг необычной продукции, продаваемой по почте, то мы спешим вас удивить: в дореволюционное время в посылках отправляли и живой товар, например, породистых собак.
В начале XX в. в Германии действовали несколько питомников породистых собак, которые по заказу клиента отправлялись «во все местности и во всякое время». Выбор собак был огромен — от крупных сторожевых и охотничьих до «дамских, для прогулок и самых маленьких комнатных». Товар рассылался «во все страны во все времена года с гарантией прибытия собак в здоровом состоянии». В точности, качестве и оперативности можно быть уверенными — «многочисленные благодарственные отзывы доказывают лучше всего великолепие наших поставок».
Наталья ЖУРБИНА.