После полутора лет обсуждений Закон «Об образовании» наконец внесен в Госдуму
В вузах оставят бюджетные места
Хотя некоторые эксперты считают, что проект требует доработки, большинство из них уже назвали новый Закон « Об образовании» прогрессивным. Он будет принят Госдумой, как ожидается, в конце 2012-го — начале 2013 г.
Фактор развития
Действующий Закон «Об образовании» был принят на заре постсоветской эпохи в 1992 г. и явно не соответствует сегодняшним реалиям. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, на реализацию нового закона потребуется выделить дополнительные средства из бюджета 2013 г. в сумме 16 млрд руб. «Образование в России было и останется бесплатным», — заявил глава федерального правительства. Премьер также подчеркнул, чтозакон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране.
Профтехнический акцент
Общее количество высших учебных заведений в нашей стране превосходит все разумные рамки, считает Дмитрий Медведев. Он убежден, что значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть реорганизована и в конечном счете закрыта. Такого же мнения глава Рособрнадзора Любовь Глебова: «Сеть образовательных учреждений должна уменьшаться, и тогда будет качественный прием». Между тем глава ведомства отметила, что параллельно с сокращением числа вузов регионы должны развивать сеть среднего и начального профобразования, должны быть программы по открытию учебных центров по переподготовке и подготовке рабочих специальностей.
Противники оптимизации учебных заведений считают, что это приведет к резкому сокращению в вузах бюджетных мест. Если принять вариант, предлагаемый правительством, то их количество к 2020 г. уменьшится на 30%, и в период с 2013 по 2020 гг. в вузы не попадут 1,054 млн чел., претендующих на бюджетные места, что равносильно полному отсутствию приема на бюджетной основе в течение двух-трех лет.
Неоднозначный ЕГЭ
Между тем совершенно неожиданно для оппонентов, резко критикующих ЕГЭ, которых, как известно, немало, глава правительства подержал их позицию. «В этом году мой сын сдавал ЕГЭ. Я изменил к нему отношение: оно стало менее однозначным», — заметил Дмитрий Медведев. По его словам, очевидно, что ЕГЭ должен совершенствоваться. «Внедрение в него новых компонентов, на мой взгляд, абсолютно неизбежно», — подчеркнул премьер-министр. Он считает, в частности, что в ЕГЭ необходимо ввести иностранный язык и значительную часть гуманитарных предметов.
Ставка меньше зарплаты
В межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель» считают, что с законом в целом можно работать, но в дальнейшем его надо совершенствовать. Есть оптимистичные ожидания по поводу зарплат учителей. «На заседании открытого правительства прозвучало важное предложение о том, что знак равенства должен стоять между средней зарплатой по региону и оплатой одной ставки учителя, а не его средней зарплатой, — сообщил сопредседатель профсоюза «Учитель»Андрей Демидов. — Для того чтобы достичь планки средней по региону зарплаты, некоторые школы сократили штат учителей и увеличили нагрузку. В итоге учителя получают ее фактически за работу на две ставки, а нормально учить при таких условиях невозможно. Мы продолжаем настаивать на том, чтобы за основу была взята оплата одной ставки», — выразил позицию межрегионального профсоюза один из его лидеров.
Новшества и недостатки
В отношении высшего образования новый закон выглядит наиболее прогрессивным. В частности, он вводит такие понятия, как дистанционное и сетевое образование, которые раньше фактически были вне правового поля и из-за этого подобные формы образования развивались в России медленнее, чем могли бы. «Теперь сетевые учебные центры, в том числе организованные совместно с компаниями, смогут существовать более свободно», — заметил научный руководитель Института развития образования Исаак Фрумин.
Главным же недостатком нового закона эксперты называют недостаточное внимание к дошкольному образованию. В законе об этом всего одна глава. В ней вводятся такие понятия, как индивидуальная педагогическая деятельность в виде услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, и семейное образование. Но по-прежнему остается проблема с законодательной базой для частных детских садов.
Иван КУРИЛЛА, доктор исторических наук, завкафедроймеждународных отношений и зарубежного регионоведения ВолГУ:
— Считаю, что правительству пора перестать смотреть на образование как на форму социальной ответственности. Если мы хотим модернизировать экономику, добиться существенных изменений в жизни общества, то образование надо рассматривать как важнейший источник развития. Я не против оптимизации вузов, например, путем объединения. Но качество обучения при этом не должно страдать.
Дистанционное, сетевое обучение и прочие новшества необходимы. Но их можно рассматривать только в качестве дополнения к традиционной форме обучение. Полноценное образование дистанционно получить невозможно.
Людмила ЕГОРОВА, мама студента-первокурсника:
— Радует, что наконец-то в правительстве решили пересмотреть отношение к ЕГЭ. Устные и письменные экзамены, творческие конкурсы, которые выявляют знание учебных дисциплин и умение мыслить, особенно в гуманитарной сфере, заменяются техническим тестированием. Не думай, а зубри, и только тогда ты поступишь в любой вуз — таков принцип ЕГЭ. В результате при поступлении часто отсеиваются умные и талантливые ребята.