16+
Подробности

Помощник в перевоплощении

В эпоху минимализма театральный грим по-прежнему остается одной из главных частей артистического арсенала

Волгоградский музыкальный театр отправился на гастроли в Тулу, и, чтобы показать спектакли во всем их блеске, труппой театра взяты с собой не только декорации, костюмы, головные уборы и парики, но и театральный грим. Без него — никак.

Нарисовать здоровый румянец

Одна из самых основных задач грима, как бы это простовато и отдаленно от высокого искусства ни прозвучало, — позволить каждому зрителю видеть лицо артиста.

— Правильно разгримированный актер — с рельефно выделенными скулами, носом, глазами — должен как можно лучше просматриваться со сцены, — говорит гример-постижер Волгоградского музыкального театра Анна Рондарь. — Театральный грим за счет своей плотности получается чем-то вроде маски. Для сцены декоративная косметика очень сильно проигрывает — она все-таки рассчитана на бытовое использование и на непосредственный контакт. Кроме того, театральный грим благодаря своему составу, несмотря на дополнительное тепло, создаваемое лампами, позволяет лицу долго сохранять матовость.

Все, кто занимается гримом — профессиональные гримеры, артисты, — невольно становятся знатоками анатомии лица и характерными для разных возрастов особенностями. Так, если надо для роли прибавить года, то для этого затемняются губы, придавая им более узкую форму, заостряется нос, на лицо накладывается желтоватый тон. В то время как для тотального омоложения используются розовый цвет и оттенок здорового румянца.

Из XVIII в. в современность и обратно

В нынешнюю эпоху минимализма грим по-прежнему остается актуальным. Он позволяет сразу и четко передать образ: брови вразлет, впалые щеки, тонкие седые пряди — в этом облике сразу угадывается Мефистофель из «Маленьких трагедий», грим в стиле танцовщиц Тулуз Лотрек сразу четко определяет даму полусвета Флору Бервуа из новой оперы «…Ты — травиата!», огромные черные раскосые глаза Пантеры из цирковой сюиты оперетты «Мистер Икс»…

— Грим не может, не влиять психологически на артиста, — говорит руководитель гримерно-постижерного цеха Волгоградского музыкального театра Елена Толмачева. — Когда он загримирован, он начинает себя иначе чувствовать, открывает в себе и в своем персонаже новые черты. Все спектакли разные, все несут свой колорит, в этом и вся специфика работы — нам, гримерам-постижерам, приходится бросаться из XVIII века в современность.

Но мало при накладывании грима учитывать особенности персонажа — надо еще не забывать о таких технических параметрах, как освещение сцены, которое выстраивается в зависимости от концепции постановки, ее стилистики и поставленной психоэмоционального воздействия на зрителя.

— Прожектора бывают синими, зелеными и других цветов. При наложении освещения на лицо должны использоваться различные краски, — говорит Анна Рондарь. — Если на лице будут нанесены холодные краски, то лицо при красном, синим, фиолетовом будет казаться холодным, поэтому в грим надо вводить теплые тона.

Хитроумная система из лейкопластыря и ниток

Технологии театрального грима не стоят на месте, но, как говорят профессионалы, не стоит забывать старую школу. Многое из хитростей прежней актерской среды сейчас не применяется, но они передаются мастерами из поколения в поколение. И такое бережное отношение говорит об уважительном отношении к ушедшим мэтрам.

— Слышала, что прежде гримеры, чтобы сделать актрису более молодой, натягивали кожу лба, закрепляя ее у самого основания волос кусочками лейкопластыря, — говорит Анна Рондарь. — Мастера создавали очень хитроумную конструкцию из лейкопластыря, ниток, парика и плотного грима, которым тонировали лейкопластырь.

Конечно, может это все звучит ностальгически, но подобного рода метод, по признанию профессионалов, несмотря на некоторую доморощенность, работал безотказно, и героиня сбрасывала не один десяток лет. Интересно, но аналогичный метод до сих применяется в тех театрах, где идет опера «Чио Чио Сан» и актрисе надо сформировать характерный азиатский разрез глаз. И старая гримерная школа отлично справляется с этой задачей.



У каждого артиста складываются свои отношения с гримом. Кто-то еще в детстве, когда принимал участие в детской самодеятельности, попробовал аналоги театрального грима, кто-то изучал в творческом вузе, но большинство постигают сию сложную науку уже непосредственно на практике. Из этих историй могло бы получиться интересное пособие по театральному гриму.

Алла ГОНЧАРОВА, заслуженная артистка РСФСР, артистка-вокалистка (солистка) Волгоградского музыкального театра:

— Я служу на сцене более четырех десятилетий, а в Волгоградском музыкальном театре — 34 года. Одним из моих первых учителей по театральному гриму была очень хорошая актриса оренбургского театра, где я начинала свою карьеру. Она год меня учила, раскрывая все тонкости. Один из постулатов ее учения — надо формировать лицо, лепить его, словно скульптор, иначе под ярким сценическим светом лицо будет казаться белым блинчиком. А формируется оно следующим образом — берем, например, из палитры театрального грима цвет бакан (ярко-красная краска, получаемая путем соединения органических красителей с различными минеральными веществами. — Авт.), наносим его на виски, на боковые части носа, щеки, подбородок. Это легкий грим, но даже его достаточно, чтобы изменить лицо и сделать его ярким и интересным для зрителя.

Роман БАЙЛОВ, лауреат Государственной премии Волгоградской области в номинации «Театральное искусство», артист-вокалист (солист) Волгоградского музыкального театра:

— Помню, как наблюдал за гримированием заслуженного артиста РСФСР Геннадия Семенова, с которым делил одну гримерку. Вот он был мастером своего дела и использовал и гумос (это пластичный, напоминающий по структуре пластилин материал, из которого, разогрев в руках, можно сформировать, к примеру, горбинку на нос. — авт.) и накладные брови, и бакенбарды, изменяя свою внешность до неузнаваемости. Он всегда пудрился заячьей лапкой — в прежние времена все актеры использовали заячью лапку в качестве пуховки. И подарок Геннадия Николаевича я бережно храню в своем гримировочном столе!

Я минимально пользуюсь гримом, потому что в основном мне поручают роли молодых или даже юных героев. Но есть и исключение: в мюзикле Александра Журбина «Биндюжник и Король» я играю старика Арье-Лейба. И тут есть все: и седина, и старческие морщины. Гримирую даже кисти рук и ногти для достоверности образа. А вообще, эксперименты с гримом — увлекательное и интересное дело!

Ольга ОЛЬНЕВА, артистка-вокалистка (солистка) Волгоградского музыкального театра:

— Мой первый опыт нанесения грима у меня был в детском саду, когда нескольких девочек от детсада отправили на какой-то местный смотр-конкурс в ДК. Мне было 4—5 лет, и наш номер состоял из детской песенки про кукол, чему соответствовали костюм и первый в жизни сценический грим в виде румяных щечек, красных подкрашенных губ и, конечно, выразительно подрисованных глаз. Мне это казалось таким красивым, что не хотела смывать всю эту красоту до конца дня!

Хотя в музыкальных вузах и преподают театральный грим, но это не сравнится с практикой. И сейчас я пробую что-то новое, ищу и учусь на замечательных примерах, которые меня окружают. Дело, сделанное мастерски и с любовью, всегда заметно, поэтому я никогда не стесняюсь подойти и высказать свое восхищение красиво выполненным гримом.


Наталья ЖУРБИНА.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

22 Ноя, Общество

Три витамина укрепят иммунитет волгоградцев

22 Ноя, Общество

Что запрещено делать 23 ноября, чтобы не упустить удачу

22 Ноя, Общество

Священники объяснили, чем опасны грешные поступки

22 Ноя, Здоровье

Врач Делик рассказала, как важна помощь психолога беременным волгоградкам

22 Ноя, Происшествия

В Волгограде мужчина с ребенком "угнал" чужую коляску

22 Ноя, Здоровье

Дрессировщице Запашной в Волгограде вернули зрение

22 Ноя, Спорт

Стрелок из Волгограда забрал два "золота" на первенстве России

22 Ноя, Общество

Волгоград в ноябре показал фотограф

22 Ноя, Общество

В Волгограде внезапно отменили концерт комика Гурама Демидова

22 Ноя, Общество

В Волгограде сменят подрядчика, не справившегося с расчисткой русла Ахтубы

22 Ноя, Криминал

В Волгограде суд признал ничтожными контакты фирмы с Фондом капремонта

22 Ноя, Спорт

Волгоградский «Каустик» потерпел очередное поражение

22 Ноя, Здоровье

Лекарства от давления грозят волгоградцам проблемами с почками

22 Ноя, Общество

Целая династия получила звание «Мастер народных художественных промыслов Волгоградской области»

22 Ноя, Здоровье

В Волгограде обновили еще одну детскую поликлинику

22 Ноя, Спорт

Волжские прокуроры проиграли детям волейбольный матч

22 Ноя, Транспорт

Восемь автобусов приобрела Волгоградская область для спортшколы «Юный ястреб»

22 Ноя, Криминал

В Волгограде спортсмена осудят за неосторожное убийство

22 Ноя, Криминал

В Астрахани иностранка украла у волгоградца 100 тысяч рублей

22 Ноя, Общество

В Волгограде определили делегатов XXII Съезда «Единой России»

Календарь