Произведения Эдуарда Тер-Казаряна можно рассмотреть только при помощи оптического увеличения в 5000 раз
Придя на экспозицию, в первые минуты думаешь, что оказался в некой лаборатории, ведь по периметру зала стоят двадцать микроскопов. И лишь посмотрев в них, понимаешь, что попал в сказочный мир микроминиатюры. К сожалению, автор этих работ ушел из жизни два года назад, но детища его не перестают радовать и удивлять людей. Эдуард Тер-Казарян родился в Армении. Родители всячески способствовали развитию рано открывшихся у мальчика талантов.
Талантливый во всем
— В 6 лет он уже музицировал на скрипке, а к 16 годам стал известным альтистом. Эдуард Авакович проработал концертмейстером более 40 лет, играл на концертах, исчисляемых десятками тысяч, — рассказывает пресс-секретарь музея-заповедника «Старая Сарепта» Екатерина Гребенькова. — Также он известен как скрипичный мастер, его руками было создано более 500 скрипок, виолончелей и альтов, на которых и сегодня продолжают играть музыканты.
Природа щедро одарила этого человека. Помимо яркого таланта к музыке он стал родоначальником микроминиатюрного искусства, создателем микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире. Среди творений Тер-Казаряна — караван верблюдов в ушке иглы, фигура саксофониста на половине макового зерна, лик Иисуса на крошках металла, букет роз из рыбьей чешуи, бабочки на разрезанном волоске. Есть такие забавные работы, как фокусник Дэвид Копперфильд, упражняющийся на турнике, изображенный на кончике волоса, или играющий тростью Чарли Чаплин. Большинство работ можно рассмотреть только при помощи оптического увеличения в 5000 раз. Одним из лучших произведений мастера считается миниатюра «Подкованные блохи, играющие в мяч».
Материалом для микроминиатюр Эдуарда Тер-Казаряна послужили драгоценные металлы и самоцветные камни, зерна злаков, крупинки сахара, песчинки, стебельки растений, семена и косточки фруктов и ягод, паутина, волос — конский и человеческий.
Работы мастера демонстрировались в Лос-Анджелесе. Американские посетители назвали их восьмым чудом света.
Неудачный вздох
Глядя на работы, сразу задаешься вопросом: как вообще возможно было создать подобные творения?
— В своей работе Эдуард Авакович использовал те же инструменты, что и обычный гравер — сверла, резцы, скальпели, пинцеты, но только уменьшенные в десятки раз. Их он изготавливал сам, ведь кто возьмется сделать пинцет размером с ресничку? — продолжает Екатерина Гребенькова. — Тер-Казарян рассказывал, что во время работы над микроминиатюрой нужно быть предельно собранным и внимательным, ведь малейшее неосторожное движение: дрожание руки, моргание веком или пролетевшая мимо муха могут загубить произведение. Работал мастер всегда в марлевой повязке, так как один неосторожный вздох мог уничтожить трудоемкую работу нескольких месяцев.
Однажды мастер написал маслом картину, изображающую армянского национального героя Вардана Мимиконяна с завоевателями-персами. Даже река, через которую переплывали иноземные завоеватели, была хорошо видна. Работа близилась к завершению, но вдруг она исчезла, и только потому, что автор вздохнул не вовремя. Не многие знают, что серьезной помехой в работе микроминиатюриста может быть и собственное сердце. Его удары передаются рукам, пальцам, всему телу, поэтому работать с творением можно только в паузах между двумя ударами.
По просьбе известного хирурга Святослава Федорова Тер-Казарян создал тончайшие микроиглы для сшивания ран при операциях на глаза, совместно с офтальмологом Ярославом Федоровым — особый хрусталик, а для тбилисских онкологов — шприцы и набор игл для уколов в единичную клетку.
Сохнущее на балконе рисовое зернышко, на котором по заказу Лувра Тер-Казарян сделал копию картины Айвазовского «Девятый вал», было проглочено голубем. Так был потерян плод трехмесячного труда стоимостью в 1 млн долларов.
Невиданные шедевры
На счету Эдуарда Тер-Казаряна более тысячи творений, десять из них занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Имя мастера не сходило со страниц газет и мировых изданий более 60 лет. — Двери выставочных залов распахнулись для самородка из Армении после того, как товарищу Сталину пришелся по душе подаренный ему к 70-летию портрет, выполненный на рисовом зернышке, — делится Екатерина Гребенькова. — После его шедевры дарились Хрущеву, Фиделю Кастро, Хо Ши Мину и многим другим. Так, микроминиатюра, подаренная вождю трудящихся Вьетнама, была выполнена на одной сотой (!) части рисового зерна, на ней были маслом написаны портрет вождя и виды Ханоя, а под микроминиатюрой сделана надпись: «Привет товарищу Хо Ши Мину!»
Еще один интересный случай связан с подарком, сделанным генсеку Никите Хрущеву. Он получил от правительства Индии швейную иголку с выгравированными на ней 7 слониками. Подарок генсеку понравился, однако он расстроился, что в СССР подобных умельцев нет. Его убедили в обратном, представив матера-самородка, и вскоре из Еревана в Дели полетела ответная посылка с сувениром. На волоске длиной в один сантиметр Эдуард Тер-Казарян сумел поместить 300 (!!!) слонов и надпись: «Да здравствует советско-индийская дружба!»
Работы мастера всегда отличались тонким художественным вкусом и филигранностью. Так, известные персонажи сказки «Репка» размещены на половинке семечка репы, а фигурки выполнены из 16 сортов древесины. Микроминиатюра «Розы» выполнена из рыбьих чешуек, которые обработаны и покрыты натуральными армянскими красками, а ветки сделаны из человеческих волос. А фигурки работы «Борьба» оживают, стоит лишь прокрутить ручку.
Инга ИВАНОВА.