Как научить ребенка писать красиво и о чем говорит наш почерк
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь», — поется в известной всем песенке, звучащей на каждой школьной линейке. Правда, современное поколение все чаще информацию не пишет, а набивает на разного рода гаджетах. Почерк же с каждым годом становится все хуже и хуже. Так ли важна каллиграфия и как выработать красивый почерк, выясняли «Городские вести».
Минутка каллиграфии
Просматривая семейный архив, всегда с интересом разглядываю школьные отцовские тетради, где перьевой ручкой красивым каллиграфическим почерком выведено «Слава Советской армии». Почерку отца сегодня позавидует любой школьник. Годы его обучения пришлись на 50—60-е — писать первоклашек тогда учили строго карандашами, а затем перьевыми ручками. И уделяли чистописанию самое пристальное внимание.
— Проблема с почерком злободневная, — говорит Наталья Левончева, почетный работник общего образования, учитель начальных классов МОУ СОШ № 6. — Если в первом классе ребенок старательно выводит все буквы и этому уделяется особое внимание, то уже во втором время на чистописание сокращается: насыщенная программа с большим объемом информации увеличивает нагрузку и почерк отходит на второй план.
То, что дети стали меньше писать, уже ни у кого не вызывает сомнений. Свою роль в этом сыграла повальная компьютеризация. Большинство заданий, особенно в среднем и старшем звене, связано с использованием компьютера, а рефераты сейчас и вовсе просят приносить в электронном виде.
— Я бы предложила ввести дополнительную дисциплину или кружок по обучению каллиграфии — детям это было бы очень полезно. Раньше таких кружков было много, и они пользовались интересом среди ребят, — считает Олеся Сухоловская, учитель начальных классов МОУ СОШ № 19.
«Шариковое» многообразие
Немаловажную роль играет и то, чем пишет ребенок. Ручки гелевые и капиллярные, с героями и блестками, толстые и тонкие — на прилавках магазинов представлено такое изобилие канцтоваров, что перед 1 сентября у родителей разбегаются глаза. Учителя же советуют отдавать предпочтение простым шариковым ручкам. Главный критерий здесь — удобство.
— Ручка должна быть удобной и не яркой, чтобы не отвлекать внимание ребенка от процесса письма, — советует Олеся Сергеевна. — Первоклашкам для правильного положения руки помогут и специальные трехгранные ручки и силиконовые накладки.
Начинать обучение письму педагоги советуют с простого карандаша и лишь потом переходить на ручку.
— Карандаш дает возможность ребенку ощущать нажим и не бояться, он может что-то исправить, ведь даже маленькая ошибка у таких малышей часто вызывает слезы, — говорит Наталья Александровна.
Педагоги советуют с младших классов уделять почерку особое внимание, чтобы в будущем неразборчивое, неаккуратное письмо не оказало старшекласснику медвежью услугу при сдаче ГИА и ЕГЭ. Ведь непонятно написанная буква повлияет не в лучшую сторону при выставлении баллов.
Грамотность на кончиках пальцев
— Психологами давно доказано, что чем красивее почерк у ребенка, тем грамотнее он пишет. У детей, которые старательно выводят буквы, вырабатывается аккуратность, — уверена Олеся Сергеевна. — Это развивает и усидчивость. Конечно, у каждого есть определенные элементы почерка — личностные — они никуда не денутся, но в любом случае письмо должно быть понятным и красивым.
Часто проблемы с почерком возникают из-за недостаточно развитой мелкой моторики рук. Ее развитию способствуют работа с пластилином, складывание мелких паззлов, конструирование, причем предпочтение лучше отдавать старым железным конструкторам, игры-шнуровки, расстегивание мелких пуговиц и т. п.
— Весь наш ум, вся наша речь держатся на кончиках пальцев, — объясняет Наталья Александровна. — Для будущих первоклашек особенно полезно раскрашивание. Ребенок должен уметь хорошо и правильно раскрасить предмет, особенно мелкий, не вылезать за края контура, правильно работать штриховкой, контролировать руку. В более старшем возрасте полезна работа с прописями. Чем больше мы работаем, тем больше рука запоминает, а значит, и пишет лучше. Пальчики работают — и речь будет богатой.
Искусство совершенства
Почерк — явление такое же индивидуальное, как и отпечатки пальцев. Сколь бы ни были похожи почерки двух разных людей, все равно каждый будет иметь свою неповторимость. Изменив свой почерк, считают специалисты, можно изменить характер. «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги», — считал один из антропологов. Ведь умение писать — качество приобретенное. Со временем письмо становится автоматическим, человек уже не обдумывает то, как он пишет. Рукой человека управляют мозг и центральная нервная система. А потому стиль написания выражает самые глубинные процессы в психике человека. Поэтому так важно писать разборчиво и аккуратно.
Развитие человечества остановить нельзя. Даже в такой стране, как Япония, где искусству каллиграфии уделяется большое внимание, проблема компьютеризации стоит так же остро — набирая на клавишах слова, японские дети делают это чаще всего латинскими буквами или национальным алфавитом хирагана. И написание иероглифов постепенно забывается. Вернуться к перу и чернилам, конечно, уже невозможно. Но все-таки красиво и аккуратно написанный текст говорит об уважительном отношении к человеку, которому предстоит это прочитать. Это такой же элемент культуры, как вежливое приветствие или пожелание здоровья.
Ольга БОНДАРЕВА.
Выработать красивый почерк помогут:
— лепка из пластилина;
— сбор мелких паззлов;
— игры с конструктором;
— аппликации;
— раскрашивание картинок;
— работа с мелкими предметами (семена, крупа, пуговицы).