В Государственной Думе готовят законопроекты, связанные с пропагандой патриотизма среди учащихся школ
Сразу несколько депутатов из разных фракций предлагают вернуть в школы уроки политинформации. Разработчики закона считают, что уроки, на которых будут рассказывать школьникам о политике, должны проводиться два раза в неделю. Предлагается даже внести этот предмет в список экзаменационных. Плюс некоторые депутаты предлагают вернуть для старшеклассников уроки начальной военной подготовки, а депутаты-коммунисты ратуют за возрождение организаций наподобие бывших пионерских, а на переменах в школах включать гимн России.
Мы научим вас Родину любить
По задумке парламентариев предполагается, что ученики, как это было в советское время, будут выступать перед другими школьниками с докладами о политической ситуации в стране, а также обсуждать с учителями вопросы патриотического характера. При этом депутаты считают, что на стенах классов должна появиться символика страны, а на переменах необходимо включать гимн Российской Федерации.
Еще одно важное уточнение — возрождение традиции помощи школьников одиноким пенсионерам, пожилым учителям и ветеранам. Парламентарии предложат ученикам и факультативные занятия. Школьники смогут выбрать урок, на котором будут транслировать советские документальные или художественные фильмы, либо урок, где учителя расскажут о семейных ценностях.
Инициатива коммунистов усилить таким образом патриотическое воспитание в школах нашла поддержку в партии власти. Однако единороссы хотят внести в нее собственные коррективы. В частности, предлагается обязать местных депутатов каждый месяц в стенах школы устраивать с учащимися обсуждения наиболее острых политических тем. Кроме того, депутаты предлагают ввести в учебную программу предмет, посвященный текущим событиям в стране — в области политики и экономики. По словам народных избранников, «хотя бы раз в неделю в школах должен проводиться урок политинформации. Это поможет подрастающему поколению правильно оценивать события и понимать, где черное, а где белое».
Единороссы готовят законопроект о маркировании любой информации, связанной с событиями прошлого. Например, если режиссер снял художественный фильм на основе исторических событий, но добавил надуманные детали, он должен заранее объяснить зрителям, что его фильм не имеет отношения к историческим фактам. В противном случае, по мнению авторов инициативы, это можно расценивать как намеренную провокацию.
Хотя бы раз в неделю в школах должен проводиться урок политинформации, чтобы помочь подрастающему поколению правильно оценивать события и понимать, где черное, а где белое.
Патриотизм — это вопрос общего воспитания
Оценивая думские инициативы, эксперты расходятся во мнениях. Так, доктор педагогических наук президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что любить Родину школьникам, конечно, следует. И гражданская ответственность у них должна быть. Однако, подчеркивает он, патриотическое воспитание — один из элементов общего воспитания, а учащихся более двух десятилетий в школах не воспитывали. «Поэтому срочно привить им патриотические чувства в настоящее время невозможно. Вначале надо воспитать — вернуть в учебные заведения воспитательную функцию, изъятую в начале 1990-х из соответствующего закона, — пояснил «Новым Известиям» ученый. — Что касается остальных предложений, то я поддерживаю возвращение начальной военной подготовки. Главная задача не в том, чтобы научить подростков на уроках НВП разбирать и собирать автомат, а в том, чтобы подготовить их к возможности защищать себя и страну».
Актер Олег Басилашвили считает, что, действительно, молодое поколение не отличается воспитанностью. Но для того, чтобы проникнуться глубокими чувствами к своей стране и уважением к ее истории, молодым людям нужно находиться в соответствующих условиях. «А сегодня они видят множество социальных и материальных проблем родителей, являются свидетелями немалого количества негативных событий, происходящих от действий чиновников», — сказал в интервью изданию актер. — Место своего рождения они, разумеется, любят. Но это чувство иного характера. Для того чтобы школьники полюбили Россию и ее историю, власти должны изменить свое отношение к ним и остальным гражданам».
Категорически против инициативы глава «Левада-центра» Лев Гудков. Он считает, что подобные законопроекты неконституционны. «Речь идет о монополизации определенной идеологической позиции». При этом, отмечает эксперт, происходит усиление репрессивного курса в отношении желающих возразить власти по всем спорным моментам.
Патриотическое воспитание — один из элементов общего воспитания. Поскольку учащихся более двух десятилетий в школах не воспитывали, то срочно привить им патриотические чувства невозможно.
Анатолий ВЫРЩИКОВ, доктор педагогических наук, профессор:
— Сегодня подход к патриотическому воспитанию должен быть более творческим и разносторонним. Традиционные методы должны сочетаться с инновационными, ведь мы живем в 21-м веке, молодежи доступны все информационные ресурсы и технологии. Депутаты, являясь проводниками государственной идеологии, могут приходить в школы и устраивать дискуссии или беседы по разным политическим темам. Можно разместить на стенах символику страны и на переменах включать гимн, но толку от этого будет мало, ведь патриотизм является элементом общего воспитания, в большей степени нравственного и духовного. Если каждый учитель, обучая своему предмету, будь то литература, химия или география, будет нацелен на формирование гражданина и патриота через воспитание уважения к национальным ценностям, достижениям, открытиям, выдающимся литературным творениям, от этого будет больше пользы. Вектор патриотического воспитания должен быть направлен в сторону общероссийских национальных ценностей. Дети должны испытывать гордость за то, чем мы, великий народ, обладаем. В российском обществе патриотизм играл и продолжает играть роль идеологии, хотя по сути своей он всегда над идеологической, партийной, национальной или конфессиональной основой. Патриотизм — это универсальная, общечеловеческая ценность, и он должен ей остаться.
Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель «Городских вестей»:
— Будучи политинформатором в советской школе, каждый понедельник перед первым уроком 20 минут я делала обзор «Правды», «Известий» и Труда». Чтобы не усыпить одноклассников, читала громко. Из материалов съездов и пленумов ЦК запомнила только «громкие аплодисменты» и «громкие продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают». Идея вернуть урок политинформации мне кажется абсурдной. Даже если проводить политинформацию в виде свободной дискуссии, то эффекта все равно не будет. Если посадить 20 оболтусов слушать единственно верное учение, они будут зевать, спать и сидеть в Instagram. Все, что мне запомнилось из уроков начальной военной подготовки, это сборка и разборка автомата.
Сергей ДЕМИДОВ, пенсионер:
— Все правильно. Дети должны понимать, что происходит в мире. Ответственность нужно воспитывать с детства. Кроме политинформаций надо вернуть уроки труда. Нас учили обращаться с деревом, учили обработке металла. И мне все это пригодилось в жизни. Нужно организовать тимуровское движение, чтобы дети учились бескорыстно помогать тем, кто в этом нуждается. Нельзя допускать, чтобы дети вырастали только потребителями!