В Госдуме предлагают ввести голосование по отпечаткам пальцев
Предложение руководителя регионального отделения «Справедливой России» депутата Госдумы Олега Михеева голосовать на выборах по отпечаткам пальцев бурно обсуждается политиками и общественностью. Очевидно, что такой способ голосования, по мнению эсеров, воспрепятствует вбросу и подделке бюллетеней. Между тем далеко не все считают предложение справоросов хорошей идеей.
«Пальцеприкладство», полиграф и обязательная явка
Заметим, что предложение вести подсчет голосов по отпечаткам пальцев лишь одна из инициатив депутата Госдумы. Кроме этого предлагается:
— Сделать голосование обязательным для всех граждан РФ. Максимальная явка на участки сократит до минимума возможность манипулирования списками избирателей.
— Ввести обязательную проверку на полиграфе для членов избирательных комиссий всех уровней, включая ЦИК, в случаях возникновения сомнений в чистоте проведения выборов. Тестирование подозреваемых должно проводиться в открытом режиме и под объективами телекамер.
— В случаях выявления нарушений к членам ИК должны применяться санкции согласно занимаемым должностям. К рядовым членам избирательных комиссий — штрафы в десятикратном размере от дохода, полученного в качестве оплаты труда в ходе выборов. К членам комиссии с правом решающего голоса — уголовное наказание по аналогии с наказанием за подделку документов, т. е. от 5 до 15 лет лишения свободы.
— Полностью отказаться от досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям и голосования на дому.
— Ввести 100%-ное оснащение КОИБами избирательных участков.
По мнению автора инициативы, эти меры неизбежно окажут влияние и на мнение международных наблюдателей, традиционно не желающих признавать российские выборы.
И завоет сирена!
Как же будет работать система голосования по отпечаткам пальцев, именуемая биометрической идентификацией избирателей? Для этого предлагается создать базу данных отпечатков пальцев граждан России, которая будет введена в КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней). Таким образом, при попытке избирателя проголосовать повторно на другом участке сработает сирена.
Некоторые идеи эсэров уже признали разумными в Центризбиркоме. Так, член ЦИК Елена Дубровина заявила «Известиям», что видит пользу в дактилоскопии избирателей. Другие эксперты считают, что в российских условиях будет сложно реализовать идею голосования по отпечаткам пальцев.
«Все-таки в России не существует специального института дактилоскопии, и вряд ли реально идентифицировать всех граждан через отпечатки пальцев, — поделился мнением глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Думаю, что бюрократическая система может утонуть в этих объемах информации, но то, что требуется более четкая идентификация избирателей и прозрачность избирательных данных, которые гарантируют защиту от «каруселей», — это правильно».
Мы не в Африке!
Приводя аргументы против инициатив «Справедливой России», член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов считает, что голосование по отпечаткам пальцев — процедура, распространенная в странах третьего мира, прежде всего африканских, то есть там, где значительная часть населения неграмотна. В европейских странах это не распространено. «Я считаю, что вряд ли такого рода унизительные процедуры стоит вводить в России». Эксперт предполагает, что в ходе общественной дискуссии люди начнут возмущаться. «Хотя прозрачность выборов повышать, конечно, нужно, — добавляет Дмитрий Орлов. — К примеру, везде установить прозрачные урны». В настоящее время согласно ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума» наказание за махинации с избирательными документами составляет до четырех лет лишения свободы. Единорос считает эту меру достаточной.
Заместитель секретаря генсовета Сергей Железняк заявил, что идея ввести штрафы за неучастие в выборах, голосовать по отпечаткам пальцев и использовать «полиграф» для проверки членов избиркомов говорит «о полной потере чувства реальности руководства справедливоросов и об агонии этой партии». «По сути, вместо благодарности и уважения к своим избирателям эсеры предлагают всех граждан России принуждать к волеизъявлению и подозревать в совершении преступлений», — уверен парламентарий. «При таких сокрушительных инициативах следующие выборы «Справедливая Россия» может и не пережить», — прогнозирует Железняк.
Олег САВЧЕНКО, депутат Госдумы («Единая Россия»):
— Я позитивно отношусь к любым методам, которые могут повлиять на справедливость выборов. Конечно, стремиться к более прозрачным выборам надо, но методы, предлагаемые моим коллегой в парламенте Олегом Михеевым, считаю недопустимыми. Нарушаются права граждан, которых делегируют в избиркомы. Известно, что полиграф не дает 100-процентно правдивый результат, а людей, как преступников, собираются подвергнуть унизительной процедуре. Это может помешать тем эволюционным процессам, которые уже идут в системе российского избирательного права и приближают нас к цивилизованному демократическому обществу.
Николай ПАШИН, первый секретарь Волгоградского обкома КПРФ:
— Голосование отпечатками пальцев применяется в странах с низким уровнем грамотности населения, но, в принципе, и такой метод возможен. Правда, выход всегда найдется: например, начнут использовать смываемые чернила. Обязательное голосование я поддерживаю, это уже есть в ряде европейских стран. Проверять членов избиркома на детекторе лжи? Вопрос в том, кто будет проверять. А судьи кто? Проверяющих тогда тоже надо отправлять на полиграф. Если избиркомы будут формироваться исключительно по партийным спискам и на непостоянной основе (будет ротация), то такая система в какой-то степени может гарантировать защиту от фальсификаций. В отмене досрочного голосования и голосования на дому я усматриваю нарушение прав граждан. КОИБы тоже не ограждают от фальсификаций.
Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель «Городских вестей»:
— К сожалению, несмотря на существование ст. 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума», за махинации никто не отвечает. Я не помню ни одного подобного случая. Оказаться в одном ряду со странами третьего мира, которые голосуют первобытными методами, конечно, унизительно, но других способов повысить прозрачность выборов в России, очевидно, уже нет. Другое дело, что провести идентификацию всех россиян через отпечатки пальцев будет сложно. На формирование базы данных потребуются значительные средства и много времени. Тестирование же подозреваемых в махинациях членов избиркомов на полиграфе, как преступников, — это явный перебор!