Для Константина Дуванова нет награды дороже, чем медаль «За оборону Сталинграда»
Cреди боевых наград нашего земляка — ордена Красной Звезды, Великой Отечественной войны 2-й степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За победу над Японией». Но задолго до победных салютов был Сталинград, который он защищал в составе 57-й армии.
Война разбила все мечты и планы
— Перед войной я окончил семилетку в родном совхозе «Привольный» нынешнего Светлоярского района и два курса Астраханского речного техникума. Когда в 1940 году вышло постановление о том, что за учебу надо платить, мне пришлось идти работать. Устроился на сталинградскую судоверфь: днем трудился, вечером учился в ФЗУ. Получил профессию, но тут война, — рассказал Константин Васильевич о молодых своих годах.
Впятером с товарищами он пошел в военкомат проситься в летчики. Там приказали рассчитаться с завода и ждать повестки. До января 1942 г. будущий боец жил у мамы в совхозе, вместе с соседями рыл окопы и противотанковые рвы. Когда вызвали в военкомат, дали направление в знакомую Астрахань, в полк связи. Связисты помогали охранять город от немецких авианалетов до августа, после чего двинулись на защиту Сталинграда.
Девятнадцатилетние мальчишки обеспечивали связь штаба фронта на протяжении всех боев под Сталинградом. Константин Дуванов помнит, как бомбила город немецкая авиация. Как пылала на поверхности Волги разлитая нефть, а волны выносили на берег погибших.
— Сержант, который отступал из-под Харькова, рассказал мне: его отдельная рота связи потеряла тогда три из четырех взводов. Но не в бою: красноармейцы-украинцы просто бросили винтовки и ушли «до хаты». Конечно, никто и представить не мог, что встретится с подобными дезертирами в последний день января 1943 года. А ведь послала судьба встречу! — удивляется мой собеседник.
Справедливая расплата
Сталинградская битва закончилась для него у Центрального универмага. Когда связисты наступали туда от драмтеатра, навстречу им потянулись колонны сдавшихся в плен немцев. Промерзшие, усталые, замученные голодом и морозом вояки садились передохнуть прямо на дороге. «Дейч зольдат?» — спросил одного Дуванов. «Нет, я с Украины», — ответил парень в немецкой шинели. Константин Васильевич до сих пор уверен, что это справедливая расплата за предательство.
В тот же день наши бойцы стали свидетелями пленения фельдмаршала Паулюса. Эти минуты запомнились защитнику Сталинграда навсегда:
— Вместе с майором Поплавским, командированным специально для сбора уцелевшей в Сталинграде аппаратуры связи, мы обнаружили во дворе универмага брошенную немецкую машину-коммутатор на тысячу номеров. Чтобы не упустить ценный трофей, майор отправился вызывать тягач, а мне приказал охранять машину. Вскоре около нее появились связисты из 64-й армии. Один из них отлучился и через минуту прибежал с новостями: «Паулюс только что сдался в плен, сейчас его будут выводить из подвала универмага».
Немцы, рассказал Константин Васильевич, выходили с поднятыми руками. Их всех обыскивали, грузили в машину ящики со штабными немецкими документами. Затем из подвала вышел офицер высокого роста, это был фельдмаршал Паулюс. Вид у него был подавленный и обреченный.
— Мы и другие бойцы стояли неподалеку и смотрели. В это время у одного из наших сдали нервы. Он вскинул винтовку, но хорошо, что рядом стоящие успели отвести от пленного смерть.
И на мирном фронте не подкачал
От Сталинграда через Белоруссию, Литву, Латвию, Польшу старшина Дуванов дошел до Кенигсберга. Думал, что впереди Берлин, но часть погрузили в эшелоны и направили на Дальний Восток воевать с японцами. Весть о Победе пришла к ним в одном из уральских городков. Победителям дали три дня отдыха: отмыться, поесть-попить.
Лишь в 1947 г. мой собеседник снял солдатскую гимнастерку, сразу же сменил военную профессию на самую мирную. Работал агрономом, затем руководил крепкими сталинградскими совхозами и птицефабрикой «Карповская». Тех совхозов давно нет, но сельские жители и сейчас с благодарностью вспоминают директора Дуванова за построенные при нем и работающие доныне школы, столовые, бани, клуб, пекарню.
В прошлом году ветеран отметил 90-летие, но годы не мешают ему встречаться с ровесниками в Дзержинском совете ветеранов, со школьниками и студентами. Рассказывая молодежи о войне, защитник Сталинграда обязательно напоминает: русскому солдату под силу любые победы.
Алла САВЧИШИНА.