В зимнюю стужу царицане любили пить горячий взвар и кататься на самодельных коньках
До конца зимы всего две недели. Но мы так устали от ее капризов — то снегопады, то аномальные морозы, что кажется, весна никогда не наступит. Наверное, мы просто подзабыли, что в нашем городе зимние месяцы во все эпохи были сложным периодом — такая уж у нас климатическая зона. О том, как переживали холодную пору в Царицыне, рассказали сотрудники Волгоградского краеведческого музея, а также газеты того времени.
Без температурных скачков
По долгу службы историки краеведческого музея, общаясь со старожилами, знавшими наш город под именами Царицын и Сталинград, собрали очень интересные сведения, касающиеся жизни и быта нашего города. В том числе любопытные данные о климате.
— Всегда все говорили, что в Царицыне зима была настоящей, но о таких скачках температуры, свидетелями которых мы сейчас являемся, даже вообразить себе не могли, — рассказывает заведующая отделом истории природы и края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Мороз держался постоянно, и снега было столько, что по улицам не пройти. Обычно зима устанавливалась сразу после Николая Чудотворца — 19 декабря. Эту дату считали границей между осенью и зимой. Хотя со временем природа изменилась. Например, в период Сталинградской битвы лютые морозы начались уже в ноябре.
Но вернемся в дореволюционный Царицын. Зимой на Александровской площади всегда заливался каток. А кто не хотел платить за вход, могли отправиться покататься на ледяную гладь реки Царицы. Магазинные коньки были недешевы, но Россия всегда славилась умельцами. До революции в Царицыне работали более 100 кузнецов, и некоторые из них могли изготовить довольно хорошие коньки, которые потом привязывались к валенкам или ботинкам.
Домашнее тепло
В дореволюционном Царицыне отопление было печным, но цена на дрова кусалась. И чтобы сэкономить на них, а также повысить обогреваемость жилья, умельцы разрабатывали различные приспособления. Так, из Могилевской губернии выписывались по почте специальные печи, способные обогревать сразу две комнаты всего 4—5 поленьями. В рекламном объявлении писали: «Печь изящна, прочна, проста по устройству». Правда, помимо установки самой печи надо было еще и выстроить по прилагающейся инструкции особую систему нагрева. Все это удовольствие — печь и чертежи — стоило 18 руб.
— В домах царицынской знати были камины, и они давали намного больше тепла, — рассказывает Ирина Владимировна. — В здании нашего краеведческого музея до революции находилась земская управа, и до сих пор здесь сохранились огромные трубы, которые шли от печи, находившейся внизу, до второго этажа. Такая система давала хорошее отопление. Правда, была недешева.
Чтобы сохранить тепло в доме, изобретательные царицане забивали щели оконных рам паклей, а чтобы уж совсем перекрыть доступ холодного воздуха, занавешивали окна тяжелыми, будто одеяла, портьерами.
Но, несмотря на все ухищрения, в жилье по-прежнему было крайне далеко от комфортной температуры, и горожане грели руки стеклянными бутылками, наполненными кипятком. О резиновых грелках тогда знали только из дорогой западной рекламы, но и «бутылочные» грелки прекрасно справлялись со своей задачей.
Сто одежек
В начале XX в. в Царицыне было немало богатых торговых домов, продававших последние новинки, привезенные из российских столиц, Варшавы, Берлина и «самого Парижу». И, просматривая каталоги одного из самых престижных и масштабных торговых домов Губанова, вы не найдете настоящей зимней верхней одежды: что-то вроде ватного пальто, норковой шубы или теплых на меху сапог. Это говорит о том, что продаваемый модный западный товар был совсем не рассчитан на суровые русские зимы. Так что хозяйки сами по выкройкам шили себе и домочадцам верхнюю одежду, вязали платки, шарфы, носки, гольцы, варежки и перчатки. Рукодельничало все женское население — девочек, независимо от сословия, уже в пять лет сажали за шитье, вышивку и вязание, а к 12 годам у них был собран сундук с собственноручно приготовленным приданным.
— У нас в музейном фонде хранится плюшевая шубейка, такие тогда носили в деревнях, — рассказывает Ирина Владимировна. — Популярны были и дохи — в них, накинутых поверх нарядных платьев, щеголяли даже невесты на казачьих свадьбах. Но в городе, конечно же, одевались намного изящнее и моднее. И соединить модный крой с комфортом и теплотой было большим мастерством.
А любители белоснежного белья всегда помнили, что в крещенский сочельник снег обладает удивительными свойствами. Если в нем постирать пожелтевшее светлое постельное белье или одежду, то он высветлит ткань, сделав ее ослепительно белой.
Зимняя еда и напитки
Зимой лучше есть питательную пищу, и царицынские хозяйки отваривали картошку, пекли пироги с капустой и рыбой, а кто побогаче — с мясом. Открывались все соленья, заготовленные летом — от помидоров до арбузов. И ни один стол не обходился без квашеной капусты.
Зимой царицане соблюдали еще одну традицию, связанную с едой, а точнее — с медом. Чтобы мед стал максимально оздоровительным, на Крещение ставили в храм свечки, обвязывали их веревочками и спускали в чашку, наполненную крещенской водой. Что накапает с восковой свечи в эту воду, то отдавали на пасеку. Медовщики считали, что этот состав позволит собрать в этом году самый вкусный и полезный мед.
Конечно же, какая зима без горячего питья! И у кого были средства, покупали питательные смеси, на основе которых можно было приготовить вкусные напитки. Например, «новейший питательный и укрепляющий продукт «Биомальц». Он «обогащал организм железом, известью, фосфором, и другими полезными для организма веществами». И как утверждали продавцы, «являлся неизмеримо питательнее, чем какао». «Биомальц» стоил по тем временам недешево — 1 руб. 50 коп.
К завтраку можно было попить «Кассельский овсяной какао», который был не только вкусен, но и помогал при малокровии. Популярно было «Толокно-овсяное какао фабрики И. В. Соколова». Толокно-овсяное какао считали «натуральной, гигиенической питательной пищей, которая помогает при переутомлении и быстро восстанавливает силы «истощенных болезнями». Цена — 40 коп. за фунт.
Чай в дореволюционном Царицыне продавался всевозможных сортов и видов — от черного и зеленого до цейлонского и цветочного. Только цены на него были кусачие, и народ нередко выбирал напиток домашнего приготовления — взвар. Он готовился из сухофруктов, воды, меда, пряностей и согревал не хуже грелки с одеялом.
Наталья ЖУРБИНА.