Наталья СТРЕЛЬЦОВА: «Вся наша жизнь состоит из вопросов и восклицаний!»
В Волгоградском молодежном театре состоится бенефис Натальи Стрельцовой, посвященный ее юбилею со дня рождения. В этот вечер на сцене пройдет спектакль, поставленный по произведениям гениального Антона Чехова «Жизнь в вопросах и восклицаниях», в котором бенефициантка играет две роли — Клеопатры Петровны и Мамаши.
Профессиональную жизнь Натальи Стрельцовой нельзя отнести к разряду скучной: родившись в Волгограде и окончив здесь актерское отделение в училище искусств им. П. А. Серебрякова, она поступает на сцену Псковского академического драматического театра им. А. С. Пушкина, где за 10 лет сыграла более 20 ролей первого плана. После возвращения в Волгоград была принята в Волгоградский ТЮЗ, где у нее была масса актерских удач, а с 2005 г. — работа в новом Волгоградском молодежном театре. Как это громко ни звучит, но Наталья Стрельцова была из тех, кто стоял у истоков Молодежки. «Раньше мне казалось, что что-то у меня было не там и не так, а сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: нет, все было правильно», — философски замечает актриса.
С Чеховым на одной волне
— Почему для бенефиса был выбран именно спектакль «Жизнь в вопросах и восклицаниях»?
— Потому что вся наша жизнь состоит из вопросов и восклицаний! Все спектакли, где я занята, интересны, но в постановках «У войны не женское лицо», «Тест», «Прежде чем пропоет петух» немало трагического, а «Жизнь» — по-чеховски легкое произведение. Это веселый, смешной и оптимистичный спектакль — именно такой, какой должен быть на праздничном бенефисе. Кроме того, у меня к творчеству Чехова особенное отношение. Этот писатель для меня, словно родной, особенно после того, как я прочитала его дневники, где он озвучивает свои жизненные принципы, главные из которых — искренность, честность и правда. Здесь я с Чеховым на одной волне — в жизни врать нельзя. Никому. И прежде всего себе.
— С этого спектакля началась новая глава Молодежного театра и, может, еще из-за символичности подобного факта был сделан выбор в пользу этой постановки?
— Действительно, «Жизнь в вопросах и восклицаниях» была нашей первой работой с воронежским режиссером Вадимом Кривошеевым. Он не знал нас, но поверил, что мы, будучи хорошими артистами, сможем воплотить его замысел. Помню, на репетициях мы много импровизировали, смеялись. И этот творческий процесс был настолько увлекательным, что состояние легкости перешло и на сам спектакль.
Актерская кухня
— Вы, артисты, как профессионалы совершено иначе смотрите фильмы и спектакли. Когда смотрите на игру других артистов, на что обращаете внимание?
— Я наблюдаю не за тем, кто говорит, а кто его слушает, потому что по его реакции можно увидеть отношение того, как и что говорит его партнер по кадру или сцене. Профессия актера — это наблюдение. И на протяжении всей жизни эта работа над собой не прекращается. Если она прекратится, то ты превратишься в памятник самому себе. Актер должен постоянно наблюдать, и с возрастом наблюдения становятся более качественными и профессиональными.
— Как начинаете свою работу над ролью?
— Для меня новая роль — это всегда знакомство с незнакомцем. Я знакомлюсь с персонажем, и чем больше я начинаю с ним дружить, в него проникать, тем больше он становится для меня родным и близким. Тогда я, защищая и оправдывая его во всем, начинаю его играть.
Севастопольская дорога к храму
— Один из самых ваших сложных спектаклей — постановка по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». С этим спектаклем вы стали в 2008 году лауреатом Государственной премии Волгоградской области в номинации «Театральное искусство», а в 2009 году — лауреатом VII фестиваля «Молодые театры России» в Омске в номинации «Лучшая женская роль. За ансамбль».
— На этом спектакле артисты проверяются. Потому что здесь нельзя работать не всерьез и поверхностно, словно ты сидишь в соцсетях и пишешь очередной комментарий. Здесь надо полностью погрузиться — иначе тебе не поверят. Мы с этим спектаклем совершили тур по 15 городам и показывали его и в Бресте, и в Минске, и во многих других городах.
— В каком из городов была особенная энергетика?
— В Севастополе. Я верю не в обычные приметы, а в ассоциативные, когда, к примеру, выходишь из дома, переходишь дорогу, а на светофоре сразу зажигается зеленый свет — значит в этот день тебе во всем будет удача. Что-то подобное, но более сильное произошло в Севастополе. Перед спектаклем гуляем по городу. Шикарный красивый белый город. Неожиданно начался дождь, который скоро прошел. Моментально выглянуло солнце, и мы увидели сияющий купол храма Ушакова. Высокие деревья, солнце, купол — это все выглядело как дорога в небеса и было потрясающим, запоминающимся на всю жизнь, зрелищем. И вот вечер, спектакль, тысячный зал, на который пришли одни военные: ветераны, адмиралы, моряки. В зале — одни мужчины и мы, семь девочек, на сцене. И как они нас принимали! После окончания весь тысячный зал встал, и тогда я поняла, что я живу не зря.
Владимир БОНДАРЕНКО, художественный руководитель Волгоградского молодежного театра, заслуженный артист России:
— С Натальей Стрельцовой мы знакомы давно — еще с той поры, как я работал актером в ТЮЗе, а это было больше 15 лет тому назад. Мы с ней, как партнеры, играли в нескольких спектаклях, и уже тогда я отметил ее работоспособность. Это человек, который абсолютно предан театру. Она — яркая, острохарактерная, у нее нет ненужных актерских комплексов. Актриса Наталья Стрельцова из тех людей, которых не надо раскачивать и уговаривать. Она все время готова к бою. Мне кажется, если ей предложить новую работу, ей надо ровно одну секунду, чтобы ответить. И я почти уверен, что она ответит да.
Наталья НИКОЛАЕВА.