Никто из питерских депутатов не отдал свой мандат Сергею Миронову. Напрячься пришлось Архангельску
С поста председателя Совета Федерации Сергей Миронов уходил без особых почестей и наград, но громко. Шумовые эффекты создавались его собственными политическими заявлениями и овациями товарищей по «Справедливой России».
Защитник выхухоли и несостоявшийся президент
Сергея Михайловича понять, конечно же, можно. За десять лет, в течение которых он был третьим человеком в стране, почести, мигалки, приемы, визиты и прочие атрибуты власти стали неотъемлемой частью его существования. Ради этого он отрекся даже от поста председателя «Справедливой России», передав бразды партийного правления Николаю Левичеву. Спрашивается, зачем передавал, если законодательное собрание Санкт-Петербурга все равно отозвало его из сенаторов? С другой стороны, руки теперь развязаны, можно делать громкие заявления, и Миронов уже объявил войну «Единой России», предрекая победу на выборах для своей партии. Народ российский все видит, он добрый и отзывчивый, он обязательно поддержит несправедливо обиженных «справедливых».
Между тем, социологические опросы, которые с момента отставки Сергея Миронова успели провести ВЦИОМ и Левада-центр, говорят совсем о другом. К большому сожалению для «Справедливой России», большинство людей даже не заметили того, что спикера Совета Федерации «ушли», а половина тех, кто заметил, отнеслись к этому равнодушно. Нашлись среди опрашиваемых и такие, кто в принципе не знал, что он там был. И это неудивительно. Миронов всегда был личностью незаметной, и воспринимали его не как самостоятельную фигуру, а как некую тень Владимира Путина. Все знали, что связывают их дружеские отношения еще со времен работы в Питере. И все с пониманием отнеслись к тому, что именно он возглавил Совет Федерации в 2001 году, после того как сам Путин стал президентом России.
Правда, несмотря на это, относились к «Сереге-десантнику» не очень серьезно. Да и политическая карьера г-на Миронова сопровождалась чаще казусами и анекдотами, чем значительными делами. Возглавил в 2003 году Российскую партию жизни, а она вошла в историю как защитница русской выхухоли. Потом, правда, Сергей Михайлович от выхухоли открестился (непонятно, чем перед ним зверек провинился), свалив все на псковских однопартийцев. Мол, это их инициатива, а он даже и не слышал, что такие звери в России водятся. Но слава защитника выхухоли за ним так и осталась.
Вошла в историю российских политических анекдотов и его попытка стать президентом в 2004 году. Кандидатом он как бы зарегистрировался, но заявил при этом, что поддерживает другого, а именно действующего на тот момент президента Путина. Народ его амбиции и оценил соответственно — последнее место с результатом 0,75%.
Депутат без мандата
Сегодня у опытного политика во главе окрепшей парламентской партии уже совсем другие намерения. Как недавно заявил сам Сергей Михайлович в интервью телеканалу «Россия-24», он рассчитывает на то, что выборы для его партии в декабре, как и в марте, будут успешными. Правда, он сам пока не определился, будет ли участвовать в президентской гонке, но осенью обязательно выступит на это счет с заявлением. Надо полагать, сразу после того, как станет ясен расклад среди более могущественных претендентов.
Конечно, все понимают, что для того, чтобы «тень» смогла стать самостоятельной политической личностью, надо сильно постараться не только Миронову, но и его партийным сотоварищам. Потому что пока рейтинг «Справедливой России» упрямо застыл на отметке 4%, вдвое уступая ЛДПР, на 6 позиций отставая от КПРФ и уж совсем неприлично проигрывая «Единой России», чей рейтинг достигает 44—50%. Да и популярность самого Миронова, несмотря на скандалы и громкие заявления последнего месяца, упрямо не желает сдвигаться с того же уровня «статистической погрешности», которым наградили его избиратели в 2004 году. Вроде бы и сочувствующих в опросах просматривается немало, а вот желающих голосовать нет, хоть тресни. Особенно поубавилось их в последние недели, когда экс-спикер прояснил свои политические перспективы, заявив, что скоро пересядет в Госдуму — дескать, место для него там уже освободили.
Действие не лишено логики. На самом деле человек, который возглавлял федеральный список партии на прошлых выборах и отказался от депутатского мандата лишь для того, чтобы продолжить карьеру сенатора и спикера верхней палаты парламента, в любой момент имеет право потребовать назад свой думский мандат. Вопрос только в том, кто должен ему его уступить. Второй номер из федерального списка Светлана Горячева? Или, может быть, депутаты-справороссы от Питера Оксана Дмитриева и Василий Шестаков? Насколько известно, ни у кого из них желания подвинуться не возникло. А Миронов, видимо, постеснялся попросить их об этом, что, в общем-то, вполне объяснимо. Горячеву в свое время из КПРФ переманили, попробуй тронь, скандала не оберешься. Дмитриева — бывший министр, да к тому же еще жена депутата-однопартийца Ивана Грачева. У них на двоих связей наберется побольше чем у Золушкиной мачехи, которую — помните? — даже король побаивался. К тому же Шестаков — президент федерации боевых искусств «Будо», такого тронешь — мало не покажется.
Ходили слухи, что от мандата в пользу Миронова могут отказаться еще ряд депутатов, в том числе представляющий Волгоградскую область Олег Михеев. Но все эти товарищи тоже солидные, да к тому же с деньгами, что перед выборами крайне важно для партии. Так и получилось, что с инициативой «вернуть Питеру Миронова» пришлось выступить архангельскому депутату Елене Вторыгиной.
Людей никто не спросил
Сделано все было удивительно быстро. Практически на следующий день после отставки Миронова Вторыгина сообщила, что с радостью пожертвует мандатом. При этом никому, включая г-на Миронова, не пришло в голову спросить архангельских избирателей, готовы ли они отказаться от депутата, за которого голосовали и которому верили, ради того, чтобы удовлетворить политические амбиции экс-спикера и дать ему возможность повести за собой федеральный и питерский списки. Любопытно, что сам Миронов даже не обмолвился, что готов вместо Вторыгиной отстаивать в Госдуме интересы архангелогородцев. Зато в одном из интервью на всякий случай предупредил, что если кто-то в региональной архангельской группе сорвет передачу мандата, оставив его за собой, то "будет соответствующее отношение партии к этому человеку". А задача водворения Миронова в Госдуму все равно будет решена, если не за счет архангельской, то за счет другой региональной группы.
Трудно поверить, что Елена Вторыгина добровольно пожертвовала своим депутатским статусом и интересами избирателей в пользу человека, которого с Архангельском никогда ничего не связывало. Тем более для обманутого справороссами региона этот человек обещает сделать только одно: вчерашнего депутата Госдумы Вторыгину сделать своей… помощницей. А избиратели? Да перетопчутся как-нибудь, когда на кон поставлена судьба большого политика.
Не знаю, как вам, а мне после таких рыцарских пассажей что-то совсем не хочется голосовать за партию Сергея Миронова. Да и на местном уровне товарищи по партии мало чем отличаются от своего лидера: слишком много слов и амбиций и слишком мало реальных дел.
Волжский еще недавно был самым зеленым и благоустроенным городом в области. Два года назад волжане, поверив красивым лозунгам и обещаниям «Справедливой России», проголосовали за ее кандидата Марину Афанасьеву. И что? За два года облик Волжского неузнаваемо изменился. Причина — в непрофессионализме людей, которые взялись за дело, имея о нем весьма смутное представление. Результат налицо, точнее, на улицах города-спутника. То же самое — в Калачевском районе, которым управляет справоросс Станогин.
Избиратели-то уже поняли, что ошиблись, на митинги выходят, по-хорошему уйти просят, но чиновники сопротивляются изо всех сил, обвиняя в своих неудачах и промахах власти: мы, мол, стараемся изо всех сил, а они интриги политические плетут, выгнать нас хотят за неправильную партийную принадлежность. Вам это никого не напоминает?..