1 декабря 2013 г. было отменено так называемое «мобильное рабство». Воспользовались ли волгоградцы возможностью смены сотового оператора при сохранении полюбившегося номера, выясняли корреспонденты «Городских вестей».
«Мобильное рабство» — термин спорный, однако прижившийся в российских СМИ. Так называют отсутствие возможности сохранить свой номер при смене мобильного оператора. Но так ли уж это плохо, и такое ли это рабство? Давайте разберемся.
Представьте себе ситуацию, когда вы знаете номер человека, которому надо позвонить, а к какому оператору он относится — неизвестно. Сразу возникает неопределенность с тарификацией, ведь стоимость звонка почти всегда зависит от того, на номер какого оператора вы звоните. Поэтому «мобильное рабство» это не такая уж и плохая штука, если разобраться, поскольку вносит ясность в тарификацию. К тому же производители телефонов с двумя или даже тремя SIM-картами сегодня предлагают отличные модели, которые позволяют звонить каждый раз с той симки, с которой выгоднее. Так что проблему «мобильного рабства» можно решить, купив хороший двухсимочник.
Но, несмотря на это, каждый абонент, а значит, и мы с вами, хоть раз да задавался вопросом — связь какого оператора лучше и дешевле. И пытался менять сотового агента, неся при этом пусть не материальные, но все же ощутимые моральные потери — попробуй-ка оповестить всех о смене своего номера.
1 декабря 2012 г., после долгих лет обсуждений, в России официально разрешили подавать заявки на переход к другому оператору без смены номера. Однако отмена «мобильного рабства», по крайней мере, в Волгограде, никакого ажиотажа не вызвала.
Услуга за услугу
Итак, что известно на сегодняшний день. Стоимость услуги по смене оператора при сохранении номера составит всего сто рублей. Новая услуга сокращенно называется MNP — mobile number portability, что переводится как «сохранение номера при смене мобильного оператора».
— По нашим прогнозам, в целом на рынке (по всем операторам) услугой MNP собирались воспользоваться от четырех до семи процентов абонентов, и пока эти цифры в реальности даже ниже ожидаемых, — говорят специалисты. — При этом абонент не только не теряет в качестве обслуживания, скорее, наоборот. Компании рассматривают MNP как возможность привлечь новых абонентов в условиях насыщенного рынка. Безусловно, все операторы уже конкурируют друг с другом через повышение качества услуг и их разнообразие, но MNP может стать катализатором конкуренции.
Впрочем, рядового абонента гораздо больше волнует: не станет ли в условиях отмены «мобильного рабства» сотовая связь роскошью. Со слов экспертов, возможность переносимости номера — это, безусловно, нагрузка на все операторские системы, как внутренние, так и внешние, в точках касания с абонентом. Однако в условиях обострившейся конкуренции вряд ли кто-то будет поднимать цены, скорее, напротив, станет вводить еще более привлекательные предложения для абонентов, при этом балансируя на грани экономики для самих операторов. Единственное ограничение — переход от одного оператора к другому будет возможен только в рамках одного субъекта федерации.
Боевая готовность
Однако в сотовых компаниях продолжают утверждать, что к нововведениям не готовы ни сети, ни нормативно-правовая база.
— Сложность заключается в двух вещах. Во-первых, необходимо осуществить подготовку всех сетей сотовой связи к работе в условиях, когда номер отвязан от сети и его нужно уметь найти в любой сотовой сети своего региона, — констатируют эксперты. — А во-вторых, необходимо добиться согласованного осуществления бизнес-процессов в разных операторских компаниях, чтобы осуществить отпускание абонента из одной сети и прием его в другую.
Как сменить оператора
Абонент, желающий сохранить номер, обращается к тому оператору, в сеть которого он хочет перенести свой номер. В офисе оператора клиент предъявляет паспорт и заполняет заявление. После этого специалисты проводят все необходимые проверки, о результатах которых сообщается пользователю. В частности, проверяется, действительно ли именно этот номер выделен именно данному абоненту конкретным оператором. Если у клиента остались долги перед оператором, от которого он уходит, он должен их оперативно погасить. Когда все формальности улажены, на восьмой день после подачи заявления номер будет технически перенесен в сеть нового оператора. Абонент вставляет в аппарат новую SIM-карту со старым номером и может пользоваться услугами нового оператора.
При этом перерыв в возможности позвонить не должен быть более 30 минут, а проблемы со входящей связью не должны продолжаться дольше шести часов. Если еще какие-то долги перед оператором-донором, от которого абонент ушел, остались уже после технического переноса (например, пришли счета за международный роуминг), абонент также должен оперативно рассчитаться, иначе уже новый оператор заблокирует ему предоставление услуг.
Сергей ФЕДОРОВ.