Свой вклад в великую победу внесли и те, кто получил самый мирный орден
«Мама, привет особенный за твое воспитание защитников Родины», — написал с фронта двадцатилетний краснофлотец Павел Устьянцев. Кроме него, на ратном и мирном фронтах славно служили еще семеро детей нашей героини, по праву награжденной орденом «Материнская слава».
— До войны наша семья жила в Псковской области, куда фашисты дошли уже в августе 1941 г., — хорошо запомнила моя собеседница Клара Устьянцева. — Пока отец, управляющий поселкового отделения Госбанка, готовил к эвакуации документы и ценности, мама собрала детей в одну телегу. Мы отступали вместе с частями красноармейцев и видели, как горят только что оставленные ими села.
Тогда ей, пятому ребенку домохозяйки Клавдии Устьянцевой, было семь лет. Детская память сохранила такие подробности, что можно писать семейный роман.
Сдав банковское добро, отец повез семью в уральскую деревню Зырянку, к своим родителям. А на следующий день после приезда был направлен политруком в танковую бригаду, сформированную на «Уралмаше». Попал под Москву, участвовал в обороне столицы. Был тяжело ранен, после чего маме прислали похоронку. Но это была ошибка: Александр Устьянцев вернулся с фронта с недействующей правой рукой и ковал победу в тылу. Умер через четыре года после Победы.
Защищал Родину и его старший сын Николай. Молоденький лейтенант попал в саперную часть, был ранен, контужен, но после Победы работал от зари до зари, как все. Умер в 47 лет.
— Второго сына Павла мама с фронта не дождалась. Он мечтал быть моряком, поступил в Херсонское училище и вместе со своим курсом ушел на войну. Его отряд тральщиков вылавливал мины, оставленные фашистами в Черном море, а это особо опасное дело, — объясняет Клара Устьянцева.
Она показала сохраненные мамой письма и почтовую квитанцию. Понимая, как тяжело тянуть малышей, Павел прислал Клавдии Григорьевне 100 руб. А в одной из весточек писал: «Сегодня мне исполнилось 19 лет. Получил письмо от папы с фронта. И вас прошу: пишите письма, разлука мне будет казаться не такой долгой. Мама, привет особенный за твое воспитание защитников Родины».
— Встречать почтальона мы выходили всей деревней, — помнит моя собеседница. — Однажды он вручил нам извещение: «Краснофлотец П. А. Устьянцев погиб 4 марта 1943 г. Тело предано морю».
Третий сын Устьянцевых в годы войны окончил Чкаловское военное училище летчиков, уже штурманом получил еще одну летную профессию. Молодые офицеры, как говорится, стояли на крыле, ожидая команды «В бой!». Но не успели повоевать: кончилась война.
Совсем иначе сложилась судьба у Альберта. В пять лет он потерял слух. Чтобы определить сына в Ленинградский специнтернат, отец написал письмо в правительство — и получил ответ за подписью зам. Наркомпроса Надежды Крупской: ребенок будет учиться. В интернате Альберт показал недюжинные способности к рисованию, после чего его приняли в Академию художеств.
Но учебу прервала смерть отца. Чтобы, как и старшие братья, помогать маме, Альберт пошел работать. Однако кисть не оставил: писал пейзажи, портреты, на ВДНХ участвовал в оформлении павильона «Ленинград».
Когда в семье Устьянцевых родились две долгожданные дочки, имена им выбирали старшие дети. Как часто бывало в довоенные годы, девочки были названы в честь революционерок Клары Цеткин и Розы Люксембург.
Эвакуация, голодное детство, сиротство не помешали им выучиться и выйти в люди. В Ленинграде Клара окончила институт инженеров водного транспорта, а Роза — технологический техникум.
— Получив специальность техника-механика, сестра работала на Волгоградской швейной фабрике им. 8 Марта, — рассказала Клара Устьянцева. — При ней всю сломанную технику отремонтировали и пустили в производство. Она же вела курсы для специалистов-практиков, незнакомых с современными машинами. Когда был образован технологический техникум, учила там будущих механиков.
Нашел свою счастливую судьбу и младший брат моей собеседницы Юрий, родившийся в первый год войны. В детстве он мастерил радиоприемники из мыльницы, а в армии стал лучшим специалистом по обслуживанию радиотехники. Когда потерялась экспедиция знаменитого полярного путешественника Дмитрия Шпаро, именно Юра смог выйти с ней на связь и помог найти правильный путь во льдах.
Самая младшая сестра Света после Дубовского педучилища уехала на комсомольско-молодежную стройку в Нефтеюганск. Поступила заочно в институт, возглавила совет молодых специалистов. Но на этом взлете ее и подстерегла редкая болезнь, оборвав жизнь 23-летней девушки.
Клару же Устьянцеву хорошо знают наши земляки. Она работала в Сталинградском порту, в проектной организации конструировала краны для судов. Один, грузоподъемностью до 150 т, в 1953г. занял 3-е место на ВДНХ. Другой, 120-тонный кран, поднимал затонувший теплоход «Булгария» несколько лет назад.
Сегодня у моей собеседницы в живых — лишь сестра в Екатеринбурге. Но много племянников, а у тех растут дети и внуки. И все равняются на Клавдию Григорьевну Устьянцеву, что воспитала достойных людей.
— Все восемь детей были похожи на маму. И не только внешне, — объяснила Клара Александровна. — Она научила нас главному: помогать младшим, стремиться к знаниям, работать много и с удовольствием.
Алла САВЧИШИНА.
Горячее лето 1942-го…
*6 августа. Немецкое командование решило перебросить с Кавказского фронта 4-ю танковую армию Гота и повести наступление на Сталинград с юга. Немецко-фашистские войска силами четырех пехотных, 1-й танковой и 1-й моторизованной дивизий начали наступление. На участке нашей 64-й армии гитлеровцам удалось занять с. Плодовитое и разъезд 74-й км. Дальнейшее наступление было приостановлено.
Через три дня во взаимодействии с 57-й армией по противнику нанесен контрудар. Гитлеровцы в панике бежали. В этом бою было подбито до 60 и захвачено 40 вражеских танков, уничтожены десятки орудий.
*11 августа. За первую декаду месяца на территории Сталинградской области отмечено 2228 вражеских самолетопролетов, 492 взорвавшиеся фугасные авиабомбы. За это время сбито истребительной авиадивизией 13 самолетов противника.
*16 августа. Фронт все больше требует надежных транспортных связей через Волгу. По решению городского комитета обороны основные переправы организованы в центральной части города и у заводов тракторного, «Красный Октябрь». Небольшие суда работают отлично, за сутки перевозя до 12—15 тыс. чел. Вчера в центральной части города стали работать еще две переправы специально для воинских перевозок. На юге действуют переправы Сталгрэс — Светлый Яр — Тумак.
Через семь с лишним десятков лет у защитников нашего города остались в основном лишь медали «За оборону Сталинграда» да фронтовые раны. Шинели и сапоги, в которых солдаты пришли с фронта, износились. Оловянные фляжки, ложки, кружки пришли в негодность. И даже письма-треугольнички, сохраненные мамами и женами, или воинские справки давно рассыпались от старости.
Но мы верим, что потеряно не все и не у всех. Бывая в гостях у фронтовиков, тружеников тыла, «детей Сталинграда», мы видели немало следов войны — от почерневших фотокарточек до пуговиц с солдатской гимнастерки. Да и у молодых волгоградцев, не знавших войны, хранятся семейные реликвии, оставленные родными. И не забываются истории, связанные с ними.
Мы предлагаем рассказать эти истории и показать эти реликвии на страницах нашей газеты, чтобы вместе продолжить писать историю Великой войны и рассказывать о ее героях. Звоните нам по тел.: 23-42-39, 72-39-42 или пишите по электронному адресу: saval52@mail.ru.