Врач Василий Диулин и фельдшер Ирина Сердинова первыми оказались на месте теракта
Волею судьбы карета 8-й городской подстанции «Скорой помощи» в составе врача Василия Диулина, фельдшера Ирины Сердиновой и водителя Алексея Власова 21 октября проезжала мимо ост. «Лесобаза» буквально в момент взрыва в автобусе. Они везли в ближайший стационар 81-летнюю пациентку с отеком легких после инфаркта. Среагировали на страшный грохот на встречной полосе движения, увидели автобус в клубах дыма и людей, убегающих в камыши на обочине. А уже через несколько секунд их машину тормозил сотрудник в форме ГИБДД.
«Золотой час» — в минутах»
Так совпало, что за полчаса до взрыва рядом с ост. «Лесобаза» произошло ДТП. И вызванные для осмотра места происшествия сотрудники ГИБДД прибыли туда буквально через несколько минут после теракта. Один из них и остановил проезжавшую мимо карету скорой помощи.
— К тому времени мы как раз стабилизировали состояние бабушки, подключили ее к капельнице. Внучке, которая ее сопровождала, мы сказали: «Надо посмотреть, возможно, людям нужна срочная помощь!» Она согласилась. Бабуля тоже прониклась ситуацией: «Конечно, мне уже полегче! Идите».
В медицине существует понятие «золотого часа». Но при минно-разрывных травмах это время суживается до нескольких минут. Такие раны опасны прежде всего тем, что человек истекает кровью, и вовремя наложенная шина увеличивает пострадавшему шанс на выживание в разы.
«Мы увидели самое страшное»
И Василий Диулин, и Ирина Сердинова на «скорой» работают не один десяток лет, сталкиваясь с человеческими трагедиями практически ежедневно. Но о том, что пришлось пережить 21 октября на автобусной ост. «Лесобаза», они в один голос говорят: «Наверное, это самое страшное, с чем нам довелось столкнуться в нашей профессии!» Это даже психологически непросто — переворачивать трупы, чтобы убедиться, нет ли под ними живых, искать вену для укола на черных от гари руках пациентов, работать в условиях, когда с потолка раскуроченной взрывом машины еще стекают незастывшие сгустки крови.
Но медикам, несмотря ни на что, все же удалось максимально быстро оказать первую помощь самым тяжелым. Это потом пришло осознание того, что мог произойти и второй взрыв, об этом потом сказали специалисты, прибывшие на место теракта. Но другое взрывное устройство не среагировало, а люди, которые могли передвигаться, разбежались.
«Я потерплю, помогайте тяжелым»
— Только через несколько минут пассажиры автобуса, оставшиеся в живых, стали подходить за помощью, и тут нам очень помог водитель автобуса Дмитрий Меньшов, который успокаивал людей, просил немножко потерпеть и подождать приезда уже вызванных других «скорых», — рассказал Василий Диулин. — Перед его самообладанием снимаю шляпу. В такой экстремальной ситуации он мало того что смог удержать руль, и машина не перевернулась в кювет, но и практически мгновенно остановился и открыл двери, чтобы те, кто мог передвигаться, выбежали наружу, — вспоминает врач.
Хорошо запомнили медики и женщину, которая не смогла покинуть салон из-за множества мелких осколков стекла и металла, застрявших у нее в ногах. Но она была в сознании и все твердила: «Я потерплю, помогайте самым тяжелым».
«Люди повели себя достойно»
— А ведь по инструкции вы имели право не останавливаться, ведь у вас в «скорой» уже был пациент…
— Да, и его мы тоже не выпускали из поля зрения. Но если вы про инструкции, то мы не должны были и в салон взорванного автобуса входить. С пожара, например, пострадавших врачам выносят пожарные, а здесь нужно было дождаться спасателей. Они приехали уже минут через десять и помогали нам. Конечно, максимально оперативно среагировали и вызванные к месту происшествия «скорые» 6-й, других городских подстанций. Но в первые мгновения для нас и для тех, кто оказался в эпицентре той страшной трагедии, действовали законы человеческого участия и понимания, — говорит Василий Диулин. — И мы рады, что люди повели себя достойно. Уже потом узнали, что многих пострадавших увозили в больницы на своих машинах проезжавшие мимо волгоградцы.
«Пострадавших удалось вывезти меньше чем за час»
К слову, фельдшер Ирина Сердинова вспомнила давний случай из своей профессиональной практики. Она в составе бригады «скорой» выезжала на аварию с 12 пострадавшими. В первые минуты кинулась помогать самому тяжелому, истекающему кровью молодому пареньку без сознания. Но какой-то крепкий мужчина схватил ее за плечи и потащил в другую сторону, как потом выяснилось, к своей жене, у которой был сломан палец. А кричала она больше от страха, чем от боли.
— В случаях со многими пострадавшими главное — в первые минуты оценить ситуацию и оказать помощь сначала самым тяжелым. В таких вот сложных ситуациях главный враг врачей и спасателей — паника. Но в случае с терактом в автобусе ее не было, что помогло избежать дополнительных жертв, — считают Василий Иванович и Ирина Витальевна. — Всех пострадавших общими усилиями с места ЧП удалось вывезти меньше чем через час. И это можно считать настоящим чудом.
— Кстати, а что с бабушкой, которую вы везли?
— Мы доставили ее в стационар. Интересовались ее состоянием и потом — все у нее в порядке. Наша пациентка оказалась чудесной души человеком. И спасла — это точно — несколько жизней, — убеждены медики.
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.
Фото Виктора ЯШУКОВА.