Расстрельная тема
Вице-спикер Совета Федерации РФ Александр Торшин подготовил проект закона, разрешающий гражданам России хранить и использовать в целях самообороны короткоствольное огнестрельное оружие.
Госдума планирует рассмотреть законопроект в начале 2013 г. Если документ будет одобрен, то в Федеральный закон «Об оружии» будут внесены изменения.
Пока закон разрешает хранить гражданам только охотничьи ружья, травматические пистолеты с дульной энергией не более 91 джоуля, газовые пистолеты с разрешенными к применению веществами, электрошокеры, пневматическое оружие с энергией не более 25 джоулей и холодное клинковое оружие. Огнестрельное короткоствольное оружие, а проще говоря, пистолеты, сегодня гражданским лицам хранить и носить запрещено.
Доктрина защиты
В докладе, который на днях был представлен в Совете Федерации, вице-спикер Александр Торшин объяснил необходимость разрешения «короткостволов». В частности, он считает, что с увеличением легального оружия, находящегося в собственности граждан, снизится количество преступлений. Чтобы избежать применения статьи за превышение самообороны, предлагается ввести доктрину «Мой дом — моя крепость», согласно которой владелец оружия, подстреливший на своей территории грабителя, должен автоматически признаваться потерпевшим. В качестве положительного примера авторы доклада ссылаются на Молдавию, где, после того как в 1995 г. гражданскому населению было разрешено хранить огнестрельное оружие, количество убийств заметно снизилось. Средний показатель — 8,39 чел. на 100 тыс. населения — упал до 5,9.
Российские инициаторы поправок в закон также усматривают в легализации «короткостволов» большую пользу экономике. По их прогнозам, потенциальный рынок будет расти на 10% ежегодно и в течение 10 лет после принятия закона объем рынка короткоствольного оружия составит около 746 млрд руб.
Среди сторонников легализации короткоствольного оружия — председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности, член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин.По его мнению, преступность действительно может снизиться. «Ведь злоумышленники будут знать, что в каждом доме им смогут дать отпор, — рассуждает он. — Тем более у нас в стране есть места, где на сотни километров один участковый».
Сторонники легализации короткоствольного оружия есть и среди священнослужителей. Так, Игумен Никон, председатель издательского совета Донского ставропигиального монастыря, считает, что для нашего общества это неизбежный шаг. «Мы фактически дошли до уровня, когда каждый уже должен защищать себя сам, — убежден игумен Никон. — В наши дни, когда приезжие из бывших советских республик фактически свободно носят оружие, мне представляется совершенно естественным, чтобы коренное население официально имело на это право».
Некорректная тема
Противников легализации «короткостволов» не меньше, чем сторонников. Уверенность в том, что этого делать не нужно, подогрела и недавняя трагедия в США, где огнестрельное оружие разрешено законом. В кинотеатре во время показа фильма «Темный рыцарь: возрождение легенды» 24-летний гражданин расстрелял 12 чел., около 40 получили ранения.
Аргументы, противоположные доводам игумена Никона, приводит настоятель храма Святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов. «В тех странах, где это практикуется, это все-таки связано с национальной ментальностью, — считает он. — Нам это не подходит. Это очень опасная игрушка. При нашем пьянстве и наркомании это может привести к самым трагическим последствиям».
По мнению председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, инициатива вице-спикера Торшина и его сторонников, скорее, будет иметь необратимые последствия, чем защитит людей. «Если мы сегодня констатируем, что все оружие, которое сегодня находится в обороте в России, становится средством нападения и агрессии, зачем даже рассматривать варианты новых решений, которые, уверена, только усугубят ситуацию?! — недоумевает она. — Убеждена, что законодатели сегодня должны думать в первую очередь над ограничением оборота оружия».
Категорически против внесения изменений в Закон «Об оружии» член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена. «Мы совершенно не готовы к разрешению на короткоствольное оружие, — говорит он. — Это подтверждают данные и статистики, и судебной практики. Люди часто применяют оружие, в частности, травматику, в совершенно неоправданных условиях, например, находясь в состоянии аффекта. Тезис о возможном снижении преступности представляется мне некорректным. Едва ли информация о наличии оружия будет как-то влиять на преступников или способствовать миру в обществе».
Как бы там ни было, предлагаемую инициативу до начала года еще есть время обсудить, взвесить все за и против. Единодушия в этом вопросе нет ни в гражданском обществе, ни во власти, а значит, вряд ли пользоваться короткоствольным огнестрельным оружием гражданам России разрешат так скоро.