За демонстрацию бандеровских символов грозит административная ответственность
За публичную демонстрацию атрибутов и символики организаций, которые сотрудничали с фашистами, россиянам будет грозить административная ответственность. Соответствующий законопроект единогласно одобрен Госдумой во втором, основном чтении. В документе прописано, символику каких движений и групп нельзя будет демонстрировать.
Лекарство от коричневой чумы
Пока весь мир ищет возможности борьбы с лихорадкой Эбола, российские парламентарии озаботились возрождением другой болезни, а именно коричневой чумы.
— Антифашистская прививка у нашего многонационального народа выстрадана десятками миллионов жизней, которые отдали наши предки за победу над нацизмом в Великой Отечественной войне, — подчеркивает инициатор законопроекта вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Чтобы закрепить эффект «антифашистской прививки», депутаты разработали документ, в котором перечислены организации, атрибутику которых нельзя показывать на публике. Это те движения и отдельные люди, которые были осуждены на Нюрнбергском трибунале или в соответствии с приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов. За их атрибутами и лозунгами скрывается разрушительная сила, представляющая угрозу для хрупких межнациональных и межконфессиональных отношений, уверены парламентарии.
Политическая подоплека принимаемого закона очевидна. Героизация Степана Бандеры на Украине, появление там нового праздника, приуроченного к годовщине создания УПА, многочисленные митинги и шествия под нацистскими флагами вызывают серьезную озабоченность. В этом контексте угроза распространения фашистской атрибутики в самой России становится все ощутимее.
— Закон создаст действенный инструмент для пресечения попыток фальсификации истории Великой Отечественной войны, глумления над нашей исторической памятью, а также для эффективной борьбы с адептами разрушительной человеконенавистнической идеологии нацизма, — говорит Сергей Железняк.
Вице-спикер уверен, что возрождение фашизма на Украине происходит при попустительстве киевских властей и всего международного сообщества. Коричневая чума набирает силу в разных странах, и этот процесс необходимо остановить. Россия при этом должна стать центром международного антифашистского движения. Уже в ближайшее время министерство иностранных дел намерено предложить партнерам по ОБСЕ «дать официальную оценку возрождению неонацизма не только на Украине, но и в других странах Европы».
Коварство символов
Нужно заметить, что отдельные представители несистемной оппозиции в течение многих лет проводили свои митинги под флагами, явственно напоминающими нацистские. Напоминающими, но не идентичными, так что формального повода для привлечения их к ответственности у полиции не было. После принятия закона такая возможность у хранителей правопорядка появится.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что определенные политические силы, претендующие на выражение интересов русского народа, выходят под знаменами тех, с кем этот народ воевал. А потом еще сетуют на то, что их не хотят поддержать. В этом плане принимаемый закон выглядит вполне обоснованным.
Проблема заключается в другом: иногда достаточно сложно определить, какой символ является фашистским, а какой нет. Иногда достаточно добавить один маленький штрих или поменять угол наклона какой-нибудь руны, чтобы она кардинально сменила свое значение. Будет ли она в этом случае вызывать ассоциации с запрещенными организациями? Несомненно. Но попадет ли под действие закона? Формально — нет.
Еще сложнее обстоит дело с исторической составляющей символов. Например, свастика, которую до нацистов использовали многие народы мира, которая даже непродолжительное время присутствовала на нарукавниках солдат Красной армии, сейчас явственно ассоциируется с Третьим Рейхом. Вот уже семьдесят лет разнообразные общественные организации бьются над тем, чтобы вернуть символу первоначальное значение, но пока в этом ничуть не преуспели. Пока жива память о Второй мировой, он остается под запретом.
Но если со свастикой все более-менее понятно и едва ли кто-то всерьез задумается над ее реабилитацией, то есть и ряд других атрибутов. Например, российский триколор. Известен со времен Петра Великого, сейчас является официальным флагом страны. Но при этом активно использовался власовцами из Российской освободительной армии: тому есть сотни подтверждений. На первом Параде Победы советские солдаты бросали штандарт с триколором к подножию мавзолея Ленина вместе с другими трофейными знаменами. Стопроцентный символ коллаборационизма, если следовать логике принятого закона.
Получается, ситуация далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Экспертам предстоит большая работа по определению того, что какую именно атрибутику считать профашистской, а какую нет.
Иван ШАМАЕВ, обозреватель «Городских вестей»:
— Никогда не понимал, как можно выходить на митинги под знаменами откровенных предателей и при этом претендовать на какое-либо политическое влияние. Мало, что ли, русской символики с однозначно положительным значением? К чему это уподобление врагу? Не лучше ли ориентироваться на национальных героев: полководцев, ученых, государственных мужей? Эта простая истина, казалось бы, самоочевидна. Но раз находятся те, кто регулярно использует нацистскую символику, то и законодательное вмешательство в эту сферу выглядит вполне обоснованным.
Анатолий ВЫРЩИКОВ, директор научно-исследовательского центра патриотического воспитания:
— Первопричиной принятия соответствующего закона стала ситуация на Украине. В то же время использование профашистских символов в самой России связано с тем, что у нас еще не завершены процессы национальной самоидентификации. Определенные политические силы заинтересованы в том, чтобы расшатать мировоззрение россиян, отклонить его в сторону от традиционных ценностей — патриотизма, коллективизма, государственности.
Вадим КЛЮЕВ, политолог:
— Необходимость государственного регулирования этой сферы вызвана низким уровнем политической культуры населения. Скажем, где-нибудь в Австрии националистам и в голову не придет использовать символику Третьего Рейха в предвыборной агитации. Быть может, именно поэтому они регулярно проходят в парламент, в отличие от их российских коллег. Недовольные могут сказать, что законодатели вторглись в этическую сферу, регулируемую обычно самим обществом. Однако в данном случае слишком явно выражен политический аспект символов, так что подобные действия оправданы.