Бывшие офицеры часто идут в священники
Молодые священники теперь не обязаны служить в армии. Согласно президентскому указу № 969 от 12 июля 2012 г. государство дает такое право священнослужителям, получившим духовный сан и занимающим должность в религиозных организациях. Указ начнет действовать с 1 октября 2012 г.
— Это, безусловно, положительное решение, — комментирует иеромонах Лазарь (Куликов), настоятель мужского монастыря Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев в г. Волжском. — Церковные учебные заведения не имеют государственной аккредитации, в силу этого обстоятельства отсрочка от армии на наших студентов не распространялась. На моей памяти случаи, когда ребят забирали прямо с курса, не давая защитить дипломную работу или сдать экзамен. Конечно, в военкоматах идут навстречу, но бывают разные случаи. Указ Президента РФ как нельзя актуален, ведь наши студенты уже выбрали свой путь.
Кстати, среди священников епархии немало кадровых военных. Это директор епархиального духовного училища Виктор Кардаев, настоятель храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших отец Игорь Малов, настоятель храма Всех Святых на Мамаевом кургане отец Георгий Лазарев и др.
За последние два года в РПЦ произошло много неожиданных изменений. Так, согласно распоряжению управделами Московской патриархии все священники должны быть трудоустроены и обеспечены соцпакетами, то есть на клир должны быть заведены трудовые книжки и производиться отчисления в налоговые, пенсионные и прочие фонды.
— Это нововведение также пришлось как нельзя кстати, — продолжает священник. — В 90-е годы, когда наша епархия только возрождалась, священнослужители были молоды. Теперь, по прошествии 20 лет, некоторые уже готовятся к выходу на пенсию. Но в России нет церковной пенсионной системы, как это практикуется в лютеранской и католической церквях в Европе. Теперь и наши священники будут официально получать пенсию. Другой больной вопрос — обеспечение семей, оставшихся без кормильца. Включение священников в режим гражданско-правовых отношений государства позволит защитить их родных в случае трагической гибели главы семейства.
Сегодня священнослужителям разрешено иметь в собственности недвижимость, автомобили. Согласно статистике налоговой инспекции храмы освобождены от налогообложения, хотя они причислены к малым предприятиям. Им позволяется заниматься околоцерковной деятельностью: изданием церковной полиграфии, производством свечей и др. А вот принимать участие в политической жизни страны священнослужители категорически не имеют права. Согласно изменениям в Уставе РПЦ, принятым на последнем Соборе, священнослужители не могут избираться в депутаты, мэры, занимать госдолжности, участвовать в политических партиях, проводить агитацию. И все же в этом строгом правиле есть одно исключение.
— Если в регионе появилась опасность засилья сектантами, то по благословению Синода и лично Патриарха священник получает право баллотироваться в депутаты, чтобы защитить коренное население от пагубного воздействия, — говорит отец Лазарь. — Участвовать же в общественных некоммерческих организациях никому не возбраняется.
Яркий пример этого — клирик храма Иоанна Предтечи протоиерей Олег Кириченко, уже много лет являющийся членом Общественной палаты Волгоградской области.
В остальном же волгоградские священники ведут жизнь обычных мирян: посещают развлекательные заведения — кино, театры, художественные галереи, в зависимости от церковного года, то есть не во время поста, не забывая при этом являться примером для окружающей паствы.
Инга ИВАНОВА