Необычный ансамбль «Старая станица», исполняющий аутентичный фольклор, полностью состоит из казачьей семьи Гудковых. За 26 лет совместной жизни Алексей и Людмила воспитали одиннадцать детей. Недавно родители дружной и творческой фамилии, по итогам конкурса «Характер России-2014» ставшие самой характерной русской семьей, отметили годовщину свадьбы.
Из столицы в глубинку
На мальчишках — аккуратная казачья справа, у сестер сарафаны в пол и девичья коса по пояс — на службу в церковь Гудковы ходят, как много веков назад.
— На мне кафтан черного цвета, а у женщин обязателен сарафан или длинная юбка и платок на голове, заколотый булавочкой, — рассказывает мне отец семейства Алексей Гудков.
Москвичи Гудковы стали волгоградцами в апреле 2000-го — настоятель старообрядческой церкви отец Иоанн пригласил Алексея служить уставщиком. На волгоградскую землю они принесли не только старинную веру, но и традиционный русский уклад жизни.
Каждый день в семье начинается с молитвы, ей же он и заканчивается.
— У моей бабушки было трое детей, я рос в обычной семье, а вот у Людмилы отец был одиннадцатым ребенком, родился богатырем в 6 килограммов, — говорит Алексей Юрьевич. — Так что наша семья продолжает традиции.
Приказ старших — закон
Самой старшей Иулиании — 25, младшему Порфирию едва минуло 1,5 года.
Иулиания живет в Москве и занимается воспитанием ребенка. Средние Григорий и Ермоген, 20 и 18 лет, — курсанты Михайловской военной артиллерийской академии Санкт-Петербурга.
— Средняя дочь 16-летняя Капитолина, 14-летние двойняшки Анфиса и Варвара, 11-летний Никифор, 9-летняя Феодора и 7-летняя Феврония, — без запинки перечисляет детей многодетный отец, — учатся в кадетской (казачьей) школе.
Дома остаются только малыши — 5-летняя Евфросиния и Порфирий. Обязанности по хозяйству дети распределяют сами. Часто старшие сыновья по телефону диктуют приказы младшим сестрам и братьям, кто за что дома отвечает. Те слушают их беспрекословно, помогают родителям, убирают, варят супы и пекут бисквиты.
Как все дети, они не прочь лишний час посидеть ВКонтакте. Но при этом все девчонки занимаются рукоделием и любят вышивать, а сыновья осваивают рукопашный бой. Мужчина должен уметь держать удар и терпеть боль, говорит отец. На гулянки и попить пива с друзьями они не ходят, предпочитая этому поездки на Медведицу летом и коньки и лыжи зимой.
Хранители старины
Алексей и Людмила познакомились еще в детстве — вместе пели в фольклорном ансамбле «Веретенце». И уже тогда увлеклись изучением традиций юга Курской области и старинных казачьих песен.
— Расписываться в загс с Людмилой пошли в народных костюмах — таких, как носили в Курской губернии пару веков назад. Свадьба наша проходила по народному обычаю.
Со временем на первый план вышли семейные заботы, но изучение казачьей песни супруги не прекращали. А когда дети подросли, выяснилось, что они владеют практически полностью всем песенным багажом родителей.
В старину, говорят супруги, никто специально детей не учил в музыкальных школах. Вся жизнь казака сопровождалась песней, которую дети впитывали с рождения.
— И у нас произошло то же самое. Мы с супругой и друзьями пели, слушали экспедиционные записи, и дети впитали это в себя. В 2008 году мы выступили семьей на своем первом конкурсе в Москве. Со временем образовался ансамбль, который назвали «Старая станица».
Сегодня «станичники», исполняющие старинные песни казаков, известны далеко за пределами области. Три года подряд они завоевывают Гран-при фестиваля «Казачок».
В последнее время поют вместе не так часто, как хотелось бы: старшие сыновья на учебе и приезжают нечасто, а мужское пение основополагающее в казачьей культуре.
Малая церковь
Казачью старину «станичники» распевают дома и на сцене, на церковной же службе поют по крюкам. Отец семейства уже много лет изучает архаичное хомовое пение.
— В крюковой традиции (песнопения записаны особыми знаками над словами, которые обозначают долготу и высоту звука, — крюками. — прим. автора) пение бывает наонное и наречное. Оно известно из письменных памятников 15—16 веков. Ер и ерь в наонном пении распевались в полногласные звуки о и е: вместо согрешихом выводили согрешихомо — от окончания слов и пение стали назвать хомовое, или наонное. А наречное появилось, чтобы противостоять наонному и пение стало бы похожим на речь человеческую, отсюда и название.
— Семья — это смысл жизни, а бракосочетание — церковное таинство, на которое сейчас зачастую машут рукой и не относятся к нему с должным уважением, — уверены Гудковы. — В наше время можно наблюдать и церковные разводы и это страшно — ведь семья есть малая церковь. Родители должны стать примером для детей. Если родители разводятся, вряд ли в дальнейшем их дети смогут сохранить свои собственные семьи.
Ольга БОНДАРЕВА.