Виталий Гусев собрал по архивам России информацию о предках всех донских казаков Волгоградской области
Историк по образованию, казак Виталий Гусев 15 лет назад задался целью составить свое родословное древо. Да так увлекся, что нашел по архивным документам не только своих предков, но и родоначальников всех казачьих семей нашего региона.
Как казаки отказались царю крест целовать
Красочными книгами по истории казачества сегодня завалены полки магазинов. Казалось бы, чем тут можно удивить? Но, оказывается, большинство авторов не утруждают себя долгим корпением над рассыпающимися в руках архивными документами, многие из которых написаны трудночитаемым почерком — скорописью. Прочитать скоропись может не каждый. Виталий Гусев, чтобы докопаться до правды, скоропись казаков изучил.
— У меня собрана база данных по представителям всех казачьих родов современного Калачевского, Суровикинского и других районов Волгоградской области о 105 000 лицах с конца 17 века до современных потомков, — рассказывает волгоградец Виталий Гусев. — За годы накопилось множество копий документов. И каждый раз, работая в архивах Москвы, Ростова и Волгограда, я с удивлением обнаруживал, сколько, оказывается, еще малоизвестных и неизвестных материалов хранят наши архивы.
Вот, к примеру, любопытная история, как казаки Дона, чтобы сохранить свою вольность, вежливо отказались присягать на кресте первому царю из рода Романовых Михаилу Федоровичу.
Началось все с того, что на Дону в одной из станиц был убит царский посол. Не по политическим мотивам, а по личным. Он был убит Волокитой. Да-да, фамилия убийцы известна: казак Волокита. Убийца, которого сами казаки осудили, вскоре умер. Выдавать царю некого. Нехорошо получилось: ведь казаки получали жалованье от московского царя за охрану границ. Поехали тогда два атамана в столицу к государю объяснить ситуацию. Царь потребовал в качестве акта преданности ему донских казаков, чтобы все они целовали крест и на кресте поклялись ему в верности. Казачьи послы предупредили: мол, крест целовать могут только русские, а у нас в станицах есть еще татары и черкасы из Малороссии. Эта фраза многое говорит о первоначальном национальном составе предков нынешних донских казаков. Однако, когда дошло до дела, выяснилось, что абсолютное большинство казаков Дона против целования креста. Говоря современным языком, казаки пожелали оставаться фрилансерами, а не штатными сотрудниками царя. «Отмазывались» донские казаки от присяги на кресте весьма оригинальным образом: «Креста-де нам государю вновь целовать зачать не уметь, как-де Дон и зачался, и на Дону атаманы и казаки и все войско и при прежних государех креста не целовали, а служили им государем и без крестново целованья без изменно верою и правдою не щадя голов своих, а ныне-де нас затеят вновь креста целовать государем не уметь же потому, что на Дону многих земель люди, а которые руские люди и те живут з бусурманками, а иные прижиты от бусурманок, и з голоду-де ядим кобылятину и всякое скверно».
Почему казаки не признавались, что русские?
В 17 в., когда началось массовое бегство крепостных на Дон, дворяне из-за этого терпели большие убытки, и на государственном уровне было решено провести первую перепись донских казаков. Выяснить, кто из них беглый. Для того чтобы доказать свое происхождение, как уже рожденных на Дону до 1710 г., т. е. до восстания Кондратия Булавина, казаки пользовались «Скасками» от старожилых казаков, будто они казачьи дети со сведенных после булавинских событий верховых станиц. Обнаруженных беглых секли розгами и возвращали хозяину, порой отлучая от прижитой уже на Дону семьи. Иногда их и вешали. В этих условиях признаться, что ты русский, для казака автоматически означало признаться, что беглый. А значит, преступник, по понятиям того времени. Поэтому многие казаки, русские по происхождению, предпочитали называться людям государевым хоть калмыками, хоть цыганами, лишь бы не русскими. Казачьи атаманы, защищая жителей своих станиц, в своих «сказках»-показаниях также записывали всех «в цыганы» десятками.
— Сейчас, в связи с событиями на Украине, ищут корни русофобии, — говорит Виталий Гусев. — Были попытки развить русофобию и среди казаков: кое-кто даже объявлял, что это, мол, отдельная нация, не имеющая ничего общего с русскими. Вот, мол, и говор особый казачий и т. п. Однако когда в Россию в 1958 г. вернулись потомки некрасовцев (казаков атамана Игната Некрасова, ушедших в Турцию после разгрома восстания Кондратия Булавина еще в начале 18 в.), они говорили по-русски. Они сохранили свой язык за столетия пребывания казачьей общиной в чужой стране. Судя по найденным мной архивным документам, сходцами, т. е. пришельцами из других мест, были отец и дядя Степана Разина: они ушли с Усмани под Воронежем. Также родом из Воронежа ставший впоследствии знаменитым атаманом Макар Персидский. И ничего плохого в этом я не вижу. Я сам казак, но истина дороже.
О переодетой казаком девке
Полностью найденный Гусевым архивный документ допроса называется так: «О переодетой казаком девке, служившей в полку Краснощекова». Эта интересная история на самом деле имеет мало общего с героической героиней «Гусарской баллады». Девица Варвара Артамонова из станицы Нагавской (нынешний Котельниковский район) пошла в казаки, скорее всего, потому что ей некуда было больше идти. С 12 лет, после смерти матери, отец почему-то воспитывал ее как мальчика, одевал в мужскую одежду. Возможно, он всегда мечтал о сыне. После смерти отца несовершеннолетняя сирота Варвара, которую прохожие казаки взяли с собой на переселение, поняла, что ей безопаснее оставаться мальчиком среди большого количества мужчин вокруг. Жизнь ее побросала. Варвара побывала и в Полтаве. И в военных действиях участвовала как казак. Но в основном выживала за счет своего ремесла: шила башмаки и одежду, за то и ценилась в войске. Однажды казака Варвару принудили жениться. Как ни отнекивалась она, мол «я — бесплодный мужчина, к женщинам интереса нет», начальник заставил угрозами жениться для прикрытия своего греха на своей любовнице Марии. Какое-то время отсутствовавшей в походе Варваре удавалось скрывать от супруги свой пол. Но потом соблазнительница Мария разглядела в Варваре женщину и тут же побежала устраивать скандал и разводиться.
Варваре устроили допрос. Девица-казак рассказала о своей жизни и своих пожеланиях «уйти в какой-нибудь женский монастырь».
Ольга ПОПЛАВСКАЯ.