С корабля на фронт
Сегодня мало кто из старожилов помнит, что в 1939 г. в нашем городе было открыто Сталинградское детское речное пароходство при пионерской школе речников. Для обучения юным матросам выделили три деревянных речных трамвайчика «Папанин», «Павлик Морозов», «Комсомолец» и баркас «Пугачев». На них ребята осваивали практические навыки навигации.
На парусах по Пионерке
В школе речников учили на капитанов, механиков местного флота и специалистов береговой службы. В течение зимы ребята обучались в обычной школе и получали дополнительные знания в классах судовождения, лоции и судомоделизма, а на летних каникулах проходили практику на своих трамвайчиках. В рейс ходили вместе со взрослыми моряками по маршрутам Сталинград — Теплый Яр, Ленинск, Красная Слобода. Много тренировочных походов осуществлялось на шлюпках на веслах и под парусом.
— О факте существования детского пароходства мне стало известно от бывшего юнги, ныне пенсионера Юрия Мухина, — делится краевед Владимир Пчелкин. — Мухин рассказал, что трехэтажное учебное здание находилось недалеко от места, где сейчас стоит ресторан «Маяк». А рядом с пассажирским причалом на Волге располагался дебаркадер детского пароходства. От него ходили по Волге до Дубовки и Солодников речные трамвайчики, принадлежащие детскому пароходству. Команда состояла из ребят, окончивших первый курс: капитана, матросов и рулевого. Второй курс готовил машинную команду механиков-мотористов.
Шлюпочная пристань, эллинги для яхт и подсобные помещения находились на северном берегу реки Пионерки. Прилегающая местность до войны выглядела совершенно не так, как сегодня. Водная акватория от места, где Пионерка впадала в Волгу, до автомобильного Астраханского моста, который соединял Центральный и Советский районы, являясь как бы продолжением ул. Советской, использовалась курсантами для тренировок по гребле и приобретения навыков хождения под парусом. На веслах юные речники ходили и за мост, с мачтой под парусом под ним было не пройти. Северный берег реки Пионерки был не такой пологий, как сегодня. Он круто опускался к воде. Наверху по ул. Краснознаменской и Краснопитерской стояли одно- и двухэтажные жилые дома, среди которых особо выделялось здание больницы или, как его называли в народе, дом Чуянова — первого секретаря обкома партии. Это здание сохранилось и сегодня, в нем располагается сейчас Общественная палата Волгоградской области.
Казус на параде
Первого мая 1941 г. юные курсанты наряду со взрослыми участвовали в праздничной демонстрации мира и труда. В бескозырках, на ленточках которых блестели золотые якоря, в начищенных ботинках и форменках курсанты шли отдельной колонной. На левом рукаве у каждого были нашиты две полоски красной материи, означавшие второй курс обучения. Юрий Мухин вспоминал, как во время прохода курсантов по пл. Павших Борцов случился казус:
— Внезапно разразилась летняя гроза, хлынул ливень и — о, ужас! — у ребят и девочек левые рукава окрасились в ярко-алый цвет. Казалось, что потекла кровь. Потом выяснилось, что завхоз, которому было поручено нашить знаки различия, не нашел красной материи и наскоро выкрасил ткань акварельными красками. Но несмотря ни на что колонна прошла через площадь, как всегда, четко и красиво.
Возможно, кто-то из тогдашних участников парада прошел и парадным строем по Красной площади спустя четыре военных года. Но тогда о приближающейся войне еще не знали…
Военным маршрутом
Сразу после майских праздников курсанты начали усиленно готовиться к лодочному походу по Волге. Он состоялся в июне 1941 г., став последним походом в истории детской речной флотилии. В течение 15 суток 45 юных речников преодолели маршрут в 170 км. Эскадра состояла из семи лодок: одного 8-весельного вельбота, двух 6-весельных ялов и трех «индюшек»: так речники называли небольшие маневренные лодки с изогнутой на носу доской, в профиль напоминавшей голову индюка. На время похода ребята получили сухой паек, а также крупы, соль, сахар, сливочное и растительное масло. В каждой лодке была мачта с парусом и палатка, вмещавшая весь экипаж.
В Волгоградском архиве сохранился номер газеты «Сталинградская правда», где опубликована заметка, рассказывающая о походе флотилии юных речников. Вот ее содержание: «Юные речники Сталинградской детской флотилии закончили интересный многодневный поход на шлюпках. Хотя плавание доставило всем участникам незабываемое удовольствие, оно не было прогулкой или экскурсией. Это был настоящий военизированный поход с определенной целью — изучить близлежащие водные пути Ахтубинской поймы, практически ознакомиться с основами военно-морского дела и Устава.
Маршрут похода был далеко не легкий. Спустившись немного по течению Волги, юные речники повели свой «флот» — один вельбот, два яла и три так называемые рыбаками «индюшки» — по Куропатинской Воложке, Старой Волге и затем по многочисленным труднопроходимым «ерикам». Часто приходилось пробираться через протоки шириной два-три метра, через густые заросли ивняка. На четвертый день похода флотилия достигла реки Ахтубы и поднялась вверх по ее течению до слияния с Волгой.
За время своего плавания участники похода делали остановки у трех колхозов — им. 1 Мая, им. Чапаева и им. Крупской. При встречах с колхозной молодежью они рассказывали о своей учебе в детской речной флотилии и целях похода. Более 170 км проплыли 45 юных участников похода. Особенной активностью в походе отличились юные речники: Кораблев (командир вельбота), Леонтьев (командир «индюшки») Чечеткин (кок), Абибексаров (заместитель политрука)».
По своему возрасту некоторые из ребят уже достигли 18 лет, а значит, им через считанные дни после окончания похода предстояло уйти на фронт.
— Когда вернулись домой, узнали, что началась война, — вспоминает участник памятного похода ветеран Великой Отечественной войны Георгий Иванович Рязанов. — Тех, у кого был призывной возраст, стали забирать прямо с судов на фронт. Я сдал экзамен на рулевого и начал работать на «Папанине».
Инга ИВАНОВА.
Фото из архива Владимира ПЧЕЛКИНА.