Товары для детей проверят на возможное негативное воздействие
Игрушки, а также другие товары для детей, включая книги и компьютерные «стрелялки», проверят на наличие возможного вредоносного воздействия — соответствующий приказ подписал заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов. В специальную межведомственную группу войдут педагоги, психологи, производители. Они рассмотрят игровую, учебно-методическую, печатную и электронную продукцию, предназначенную для несовершеннолетних, и проанализируют, как она влияет на психологическое состояние детей.
Игра — дело серьезное
Качество товаров, которые пользуются популярностью у школьников, давно вызывает беспокойство как родителей, так и экспертов. Психологи уверены: игрушки должны вызывать положительные эмоции, настраивать на позитив, ведь дети воспринимают мир с помощью эмоций. В то же время большинство компьютерных «стрелялок» с малых лет приучают к жестокости. Герои, пластиковые фигурки которых чадо просит у родителей, зачастую агрессивны, причем это касается как «плохих» персонажей, так и «хороших», с которыми ребенок подсознательно себя отождествляет. В итоге дети привыкают к безжалостности и перестают ее считать чем-то отклоняющимся от нормы, ведь любимый герой не брезгует решать проблемы с помощью кулаков.
Необходимо заменить транслируемые образы на те, которые помогут несовершеннолетним социализироваться и развиваться.
— Предусмотрен ряд мероприятий, нацеленных на формирование современной качественной и доступной предметно-развивающей среды в детских садах и центрах раннего развития детей. Планируется также инновационное развитие индустрии игровой продукции для детей, включая создание эффективной системы психолого-педагогической экспертизы учебно-игрового оборудования, — поясняют в Минобрнауки. — Предполагается подвергать анализу возможность влияния того или иного учебно-игрового оборудования в первую очередь на формирование и развитие социальной активности, познавательной сферы несовершеннолетнего, на освоение им предшествующего культурного опыта.
Привыкая к жестокости
Многие родители, впрочем, не склонны столь драматизировать: дескать, игры в «войнушку» популярны у мальчишек на протяжении многих лет и во всех странах. Советские дети, например, регулярно реконструировали разгром фашистов под Москвой. И ничего, выросли нормальными людьми без паталогической жестокости.
Глубинные механизмы современных игр гораздо сложнее, говорят эксперты. Если в руках у ребенка палка, лишь отдаленно напоминающая автомат, он осознает условность «убийства», подключает воображение. Совсем другое дело, когда подросток имеет дело с оружием, неотличимым от настоящего. Творческая часть игры уходит, остается привычка нажимать на курок, а потом уже думать о последствиях.
Если речь идет о компьютерной игре, то несовершеннолетний привыкает еще и к виду жертвы, наблюдая через монитор за корчащимся в предсмертной агонии противником. В первый раз это вызовет у ребенка эмоции негативного характера, однако со временем они сойдут на нет: чтобы завершить миссию, нужно, как правило, устранить не один десяток врагов.
Американские ученые приводят результаты интересного исследования. Согласно результатам опроса, во время Второй мировой войны лишь 15—20% солдат смогли по приказу навести оружие на противника и выстрелить. Большинство же было настолько шокировано происходящим, что морально оказалось не готово к бою. Американское командование, раздосадованное такими показателями, провело тренинг, во время которого новобранцам показывали сцены жестокости, вырабатывая условный рефлекс и нейтральное отношение к зверствам. Через десять лет, во время Корейской войны, уже 55% солдат испытывали желание стрелять.
На страже здоровья
Помимо влияния, оказываемого на несовершеннолетних, специалисты также проверят качество материалов, из которых изготавливаются игрушки. Своей целью аналитики называют обеспечение как психического, так и физического здоровья детей.
— Нам нужны исследования и выработка методического сопровождения для разработчиков и производителей, чтобы продукты создавались в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Мы уже разработали профессиональные стандарты дизайнера детской игровой продукции, специалиста по безопасности и качеству и детского маркетолога. Это как раз те специалисты, которые на начальном этапе занимаются самим продуктом. Сейчас мы пытаемся возродить науку детских товаров, — говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Не секрет, что большая часть игрушек поступает в Россию из-за рубежа. Иногда они не соответствуют техническому регламенту: сделаны из токсичных материалов или содержат маленькие детали. Все эти обстоятельства будут отражены в заключениях экспертизы, которая изучит как отечественную, так и зарубежную продукцию. Сама группа аналитиков не сможет запретить тот или иной товар, однако будет вправе предать свое заключение структурам, обладающим такими полномочиями.
Иван ШАМАЕВ.
От автора: Производители всевозможных фигурок монстров и иже с ними давно уже осознали роль коммерческой составляющей в своей работе. Они проводят маркетинговые исследования, масштабные рекламные кампании. Неудивительно, что их продукция расходится как горячие пирожки. В то же время у создателей полезных игр до сих пор сохраняется идеалистический подход к своей работе. В первую очередь нужно серьезно поработать над имиджем — «стрелялки» будут покупать до тех пор, пока на рынке не появится качественный продукт, действительно развивающий детей и при этом пользующийся у них популярностью.
Оксана КУДИНОВА, многодетная мать:
— Я стараюсь следить за тем, какие игры предпочитают мои дети. Стараюсь ничего не запрещать, хотя иногда меня откровенно смущает вид персонажей, популярных среди школьников: настолько нелицеприятны эти «супергерои». В таких случаях я общаюсь с ребенком, стараюсь понять, почему он хочет именно эту игрушку, какую ценность она для него имеет. Бывает, что за неприглядной внешностью скрывается вполне положительный персонаж.
Вадим КУРБАТОВ, психолог:
— Игрушки оказывают огромное влияние на развитие ребенка. С их помощью он развивается, получает первые коммуникативные навыки, приобщается к культуре своего народа — недаром этнические меньшинства с таким трепетом относятся к национальным куклам. Те ролевые модели, которые ребенок усвоил во время игры, в дальнейшем будут оказывать влияние на него на протяжении всей жизни. Именно поэтому очень важно, чтобы эти модели имели созидающую, а не разрушающую направленность.