Царицынцы летом предпочитали отдыхать на пароходах
Каким был самый любимый и популярный независимо от социального статуса, образования и вкуса вид отдыха жителей Царицына образца 1910 г.? Нет, не поездки на курорты или в климатические зоны с более щадящим летним климатом, чем в Царицыне. До Первой мировой войны жители Царицына, Саратова, Астрахани и других волжских городов просто сходили с ума по путешествиям на пароходах. И если царицынец, имеющий уровень доходов от среднего до самого высокого, не посвятил речному круизу хотя бы пару деньков, — считал, лето было прожито зря.
Тяжеловозы и красавцы
В период навигации Волга и городские пристани Царицына начала XX в. напоминали гигантский муравейник, что неудивительно — тогда водные транспортные пути были все популярнее железнодорожных. В любимом российскими туристами начала XX в. ежегодном справочнике «Спутник по реке Волге и ея притокам Каме и Оке» в 1913 г. писали: «По силе своего судоходного движения Волга не имеет себе равных из рек всего света, за исключением Миссисипи... Развитие речного флота выразилось главным образом в росте грузоподъемности судов. 162.166,000 пудов в 1884 году и свыше 800.000,000 пуд. в 1904 году. В то время как грузоподъемность торгового морского флота Англии равна лишь 650.000,000 пуд., что значительно меньше грузоподъемности русского речного флота. Две трети общего количества грузов, вмещающихся в русские речные суда, приходятся на флот волжского бассейна».
Какие только типы судов не бороздили Волгу: осланки, багружки, баржи, полубаржи, барки, полубарки, берлинки, гусяны, дровянки, дощаники, завозни, коломенки, плошкоуты, паузки… Это были прозаические тяжеловозы без намека на эстетство в дизайне. Их целью было не покорять внешним обликом, а перевозить тонны леса, нефти, чугуна, железа, соли, в то время как истинными красавцами, украшавшими речную гладь, были пассажирские пароходы.
Сормовский — лучший!
Царицынцы могли отправиться в речное путешествие на таких комфортабельных пароходах, как «Император Александр II», «Император Александр III», «Великий князь Владимир», «Флорида», «Карамзинъ», «Ломоносовъ», «Петр Великий», «Дмитрий Донской», «Великий князь Владимиръ», «Императрица Мария Федоровна», «Гоголь», «Тургенев», «Императрица Александра», «Княгиня», «Графиня», «Сергей Витте» и многие другие.
Речной туризм действовал по классической схеме — спрос рождает предложение. Люди хотели совершать речные путешествия, в связи с чем создавались фирмы, заказывающие судостроительным заводам пароходы, на которых в дальнейшем и совершались водные вояжи.
Первый пароход на Волге был выпущен в 1817 г., и в этом же году иностранный заводчик Берд получил привилегию на право постройки пароходов в России. Это сильно затормозило развитие волжского пароходства, которое стало развиваться лишь в начале 40-х гг. XIX в., когда правительство предоставило всем русским подданным право строить пароходы. К началу Первой мировой войны для волжского бассейна работали такие судостроительные заводы, как завод Журавлева в Рыбинске, пермский пушечный завод «Мотовилиха», Коломенский завод, Воткинский казенный завод, но наиболее крупным был завод акционерного общества «Сормово». Он считался одним из прогрессивных в стране, именно на нем были построены лучшие пассажирские пароходы. Они были созданы по последнему слову техники, а их водоотливные и противопожарные средства даже превышали требования правительственной комиссии.
Хрусталь, витражи и инкрустация
Пароходы образца 1900—1913 гг. были эталонами вкуса и господствовавшего тогда стиля арт-нуво: текучие линии, растительные орнаменты. Интерьеры столовых I класса пароходов «Императрица Мария Федоровна», «Графиня» и других пассажирских судов, построенных сормовским заводом, по убранству и дизайну не отличались от ресторанов «Титаника», только что размеры их были поменьше затонувшего лайнера.
Впрочем, и для пассажиров победнее дизайн столовых II класса был тоже комильфо — на стенах лишь отсутствовали витражи да росписи, украшавшие I класс, а все остальное было в наличие: хрустальные подсвечники, модная гнутая мебель и изящная сервировка.
Стремление к западному уровню шло от руководства пароходных обществ, коих было немало в России: «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «По Волге», «Русь», «Бр. Каменские» и другие. Именно они были заказчиками и хозяевами всех вышеназванных пароходов — от «Ломоносова» до «Императоров», «Императриц» и «Княгинь».
Общества находились в состоянии конкуренции, хотя спрос на речные путешествия был настолько высокий, что клиентов хватало всем, за пассажиров все равно боролись. Так, некоторые предлагали бесплатный подвоз к причалу.
Развлечения на берегу
Бизнес неплохо откликался на моду на речные путешествия. В Царицыне на ул. Московской работала одна из модных парикмахерских — парикмахерская Я. Д. Воробьева. Но во время навигации продуманный господин Воробьев открывал на пристани «Самолет» еще и отделение мужской парикмахерской для господ-туристов, которая, как гласила реклама, «обставлена образцово», а «гигиена белья и дезинфекция инструментов» гарантированы.
Туристы также могли посетить фотостудию известного тогда фотографа В.А Егунова, удостоенного «Высочайших наград Их Императорских Высочеств». «Студия» находилась на ул. Александровской, специально для господ туристов в ней применялась технология, увеличивающая скорость проявки печати фотографии.
Царицынцы так любили речные вояжи, что совершали короткие однодневные прогулки на пароходиках. Не обходилось и без приключений. В газете «Царицынская мысль» 3 августа 1910 г. была опубликована заметка «Драка на пароме городского перевоза»: «В половине девятого вечера пароход городского перевоза «Саарданец» шел с паромом заполненным возвращающейся в город из-за Волги гуляющей публикой». На перевозе началась драка — причина не указывается, но упоминается, что было восемь драчунов, власти их связали, драка прекратилась и никто из отдыхающих не пострадал».
Переименованные корабли
Вы спросите: «А что сталось со всем этим немалым количеством комфортабельных пассажирских пароходов после Октябрьской революции?» Новая власть поступила с ними весьма практично. Пароходы просто-напросто переименовали. Два красивых пассажирских двухпалубных корабля — «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», предназначенные для путешествий состоятельных людей, — после революции стали называться «Володарский» и «Спартак».
Они ходили по маршруту Горький — Астрахань до 1990-х гг. и из-за сохранившихся интерьеров пользовались такой популярностью, что билетов на них было практически не достать. Но всему приходит конец — и корабли пришли в негодность. Их списали… От них остались лишь фотографии, несколько артефактов в виде старинной мебели да воспоминания.
Наталья ЖУРБИНА.