"Из 1898-го...": что нашли в 2015 году в Волгограде работники «Красного Октября»
В этот музей невозможно купить билет. Но в нём всё по-настоящему: экспонаты, история, экскурсоводы. Он рассказывает об уникальном волгоградском предприятии – металлургическом гиганте «Красный Октябрь».
Специально для «Городских вестей» и вас, дорогие читатели, виртуальную экскурсию по его залам провела директор музея истории «Красного Октября» кандидат исторических наук Наталия Болдырева.
От рельсов – до брони
Поднимаемся в холл. Наталия Евгеньевна начинает рассказ:
— Обратите внимание на лестницу: она ровесница здания, которое строилось в послевоенное время, когда было плохо с древесиной, и для ее изготовления был выделен дуб по личному требованию Сталина.
На «Красном Октябре» есть традиция: когда человек начинает работать на заводе – первое, куда он идёт – это музей. На ознакомительную экскурсию люди приходят с разным настроением, но выходят всегда потрясённые.
— Вот, например, любопытный факт, — рассказывает экскурсовод. — Вы знали о том, что Родина-мать держит в руках меч, выпущенный на заводе из специальной нержавеющей стали?
Проходим к первому стенду. Перед нами – вид на Царицын. В то время город заканчивался практически в центре нынешнего Волгограда. А пошёл вширь после того, как французские предприниматели обратились к императору с просьбой построить здесь завод. Император идею одобрил: стране нужен был металл для строительства железных дорог.
Закладка завода произошла 30 апреля 1897 года. Первоначально завод назывался «Урал-Волга». Почему? Это стало понятно, когда в 2015 году работники цеха металлургического оборудования нашли чугунный слиток 1898 года.
— Вот этот слиток, — показывает Наталия Евгеньевна. — На нем надпись: «Кага Вогау». Кага – село на Урале, где располагались чугунно-плавильные заводы французов, оттуда эти слитки доставляли в Царицын. Теперь понятно и название завода. В 1912 году он перешёл в другую собственность, и стал называться ДЮМО – Донецко-Юрьевское металлургическое общество. А здесь перед нами – макет завода. Так он выглядел в 1912 году. Тогда здесь уже было проведено электрическое освещение.
Во время Гражданской войны молодое государство поддержало завод: он выпускал бронепоезда и бронелетучки. Затем получил карт-бланш на выпуск качественной стали для первых в стране тракторов, автомобилей и самолётов. А в 1939 году завод был награжден орденом Ленина: в его мартеновских печах впервые стали выпускать броневую сталь.
«Клевали бомбы землю и людей»
К началу войны здесь выпускали 70 марок стали и более 40 наименований продукции. Наглядный пример: броня для танка Т-34. Производили также снарядные заготовки, реактивные направляющие балки для «Катюш» — их монтировали в автоцехе. Выпускали и бронеколпаки, каски, сапёрные лопаты, гранаты-лимонки. За эту продукцию предприятие наградили Сталинской премией.
— Всё это было до 23 августа 1942, когда огневой смерч прошёл по Сталинграду: «клевали» бомбы земли и людей, дома горели, рушились фасады, жизнь билась в лапах тысячей смертей, — экскурсовод виртуально переносит нас в годы войны. — После бомбёжки предприятие было остановлено. Заводчане шли на передовую. Тут вы видите фотопортреты девяти заводчан, которые проявили себя на фронте. Среди них Сергей Корольков – Герой России.
Завораживает диорама, запечатлевшая ожесточённые бои за завод.
— Немецкий генерал фон Шверин сказал: «Если мы возьмем мартен, то битва за Сталинград уже будет в прошлом», — напоминает Наталия Болдырева. – Немцы сделали подкоп в мартеновский цех, который обороняли наши бойцы. Фрицы заложили взрывчатку, прорвались внутрь, но, как пишет немецкий офицер Гельмут Вельц, «было ощущение, что русские нас там ждали. За сто дней захватывали целые страны, а тут не смогли захватить какой-то завод!» По 13-15 раз в сутки разные цеха переходили от одной стороны к другой! Стальное сердце города выстояло! Но какой ценой… Взгляните на уникальное фото: генерал Гурьев передаёт территорию разрушенного завода директору Матевосяну. Известны его слова: «Ты извини, но это всё что осталось…». На что директор ответил: «Больное дитя матери ещё дороже». И завод начинают восстанавливать. Предприятие гремело на всю страну. Когда-то он начинал с выпуска рельс и лопат, сейчас его продукция идёт на нужды авиации, освоения космоса, обороны. А это – его знамя с орденскими лентами: орден Ленина он получил в 1939 году, орден Трудового Красного Знамени — в 1948-м и в 1985-м – орден Отечественной войны I степени.
Наша виртуальная экскурсия подходит к концу: многое осталось за кадром. К счастью, несмотря на то, что билеты сюда купить невозможно, посетить уникальный музей может каждый, кто хочет прикоснуться к живой истории стального сердца нашего города.
Такую возможность зрителям телеканала МТВ предоставил известный волгоградский журналист Сергей Рябухин: чтобы совершить виртуальную экскурсию, просто перейдите по ссылке.