По количеству синематографов Царицын не уступал столице
Эра синематографа начиналась не с пышно украшенных крупных зданий синематографов, а с кочующих механиков. В конце XIX в. по всей России, не забывая заглянуть в Царицын, кочевали разные демонстраторы с диорамами и электробиографами. Они на радость и восторг падкой на все удивительное публики показывали сначала движущиеся картины, потом — движущиеся фотографии.
От диорам до электротеатра
В мае 1907 г. зал Общественного собрания — это было весьма уважаемое заведение — снял владелец синематографа И. С. Парфияно. Публика сразу же признала его «Иллюзион».
Видя, какие прибыли собирают первые коммерсанты от киноиндустрии, в Царицыне в январе 1910 г. парижская фирма «Патэ», вычислив выгоду будущих барышей, не поскупилась и возвела новенькое здание. Оно разместилось в историческом центре города, на ул. Спасской, ныне ул. Володарского. Видя успех затеи, вскоре купец-«мильонщик» Воронин открыл в доме на ул. Успенской электробиограф «Модерн».
В сравнительно небольшом уездном городе Царицыне было такое количество электротеатров, словно речь шла о мегаполисе. И однако, на всех хватало и кинотовара, и публики. В Зацарицынской части — нынешнем Ворошиловском районе — в декабре 1914 г. открылся большой электротеатр «Рим», в Бекетовке работал кинотеатр «Русь», и даже на Французском заводе действовали два небольших кинотеатра.
Соус развлечений к киноблюду
Электротеатрам давались звучные «имена» — «Паде-Кристаль», «Чары», «Рим», «Фурор», «Пате», «Электро-Художественный театр», «Модерн», «Наука и Жизнь»... Учитывая столь мощную конкуренцию, каждый придумывал свою фишку, чтобы завлечь публику. В одном синематографе праздничное настроение создавали военный оркестр и буфеты, расположившиеся в фойе.
В «Иллюзионе» решили брать разносторонностью репертуара. Здесь каждый час меняли картины: то демонстрировали киноленты, посвященные жизни в Венеции, то представляли сказку «Баба Яга». Кстати, как рассказывает историк-краевед Г. Н. Андрианова, киноленту показывали в красках: «Пленку окрашивали в разные цвета: синий, красный, зеленый». Для зрителей это был шок и своего рода IMAX дореволюционного времени. Царицынские газеты язвили, что синематографы конкурируют друг с другом, выбиваясь из сил.
Чтобы поддерживать успех у зрителей, владельцы царицынских синематографов продолжали изобретать все новые маркетинговые ходы. Так, помимо самих кинокартин, они проводили концерты: у Парфияно, летом, в саду Общественного собрания театра «Иллюзион» играл военный оркестр под руководством И. И. Гумполец, а в «Модерне» выступал приглашенный из Саратова скрипач. Хозяева старались зазвать в качестве таперов профессиональных исполнителей и их именами привлечь зрителей. Так, в синематографе «Рим» чудная картина «Кто виноват» шла под аккомпанемент скрипача Купперта и пианиста Кравчуна.
Однако стоит заметить, что публика у каждого синематографа была разная. В «Патэ» царили далекие от общепризнанного этикета нравы — там во время сеанса курили папиросы и щелкали семечки. «Иллюзион» Парфияно посещала исключительно интеллигентная публика.
Богемная натура богача
Рассказ о синематографе в Царицыне будет неполным, если не упомянем о миллеровском «Парнасе».
В сентябре 1915 г. царицынский богач Владимир Михайлович Миллер открыл в Царицыне новый электротеатр «Парнас». Место было выбрано отличное — в центре, на углу Успенской и Александровской ул. Здание в стиле модерн имело трехъярусный зрительный зал на 800 мест, обширное фойе, где среди зелени и цветов бил фонтан. Каждая из лож имела свой отдельный вход. Особенностью «Парнаса» было отсутствие лестниц — только широкий пандус вел на верхний этаж.
Миллер был настоящей царицынской знаменитостью — редкий день местные газеты не упоминали его имя: то он где-то выступал, исполняя арии своим действительно красивым голосом, то говорили об его участии в крупных картежных играх, то рассказывали о его скандалах с артистами.
Миллер построил в Царицыне театр «Конкордия», электротеатр «Парнас» и роскошную гостиницу «Люкс». Все здания были уничтожены во время Сталинградской битвы.
От классики до комедии
Чем зрителей привлекал кинематограф? Это был не только завораживающий аттракцион — победа технической мысли и новинка, о которой жившие в середине XIX в. даже представить не могли. Это была жажда получения информации — потому что прокатчики заметили: зрители с явным удовольствием смотрят документальную кинохронику. Еще больший интерес вызывали остросюжетные фильмы — например, «Большое ограбление поезда». И, конечно же, публика валом валила на мелодрамы, комедии и прочий легкий жанр: «Сенсация синематографии! Не откладывайте на завтра, а идите сегодня! Непременно посмотрите исключительно дивную «Ценою позора». Картина разыграна бесподобно и смотрится с захватывающим интересом».
В Царицыне смотрели и кинематографическую классику — например, «Пиковую даму» Протазанова, «Портрет Дориана Грея» Мейерхольда. Первый русский игровой фильм «Понизовая вольница», повествующий о жизни Стеньки Разина, представлял собой картины в стиле лубка с музыкальным сопровождением. Крупного плана не было — фильм снимался с одной точки. Теперь фильм постановщика Дранкова воспринимается неким кинематографическим примитивом — не так ли будут восприниматься нынешние, напичканные компьютерными фишками, киноленты нашими потомками лет этак через сто?
Наталья ЖУРБИНА.