В дореволюционном Царицыне было немало аферистов, мошенников и нечистых на руку торговцев
Дореволюционный мир торговли и оказания услуг был крайне противоречивым. На одном полюсе находились купцы, для которых следование слову, профессиональная репутация, честность при сделках и производстве товаров и были превыше всего. На другой стороне располагались аферисты, мошенники всех родов и просто нечистые на руку торговцы, стремившиеся заработать не честное имя, а как можно больше денег, обманывая наивных царицынцев. И если посмотреть на то, каким образом и на что давили мошенники, стараясь добиться своего, то вырисовывается удивительная картина, — и методы, и комбинации до боли напоминают те, которые происходят сейчас.
«Легкий путь к богатству»
Дореволюционные царицынские печатные СМИ пестрели объявлениями о том, как торговцы, пользуясь ситуацией, безбожно поднимали цены на самый важный продукт питания — на хлеб. В газете «Царицынская речь» № 89 за апрель 1906 г. в самом популярном разделе «Городские хроники» было опубликовано: «Цена на хлеб. Пользуясь тем, что на пасхальной неделе производство печного хлеба сокращается, калачные торговцы в это время всегда значительно поднимают цены».
Но повышение цен на калачи было примитивным ходом по сравнению с тем, что вытворяли продавцы, занимавшиеся продажей товаров по почте.
Товар почтой в начале XX в. — один из самых перспективных и модных методов торговли, и мошенники этим пользовались. В газетах по всей Российской империи публиковались объявления следующего содержания: «300—600 рублей в месяц могут зарабатывать мужчины легко у себя дома. Совершенно новые пути к богатству». Чтобы узнать конкретное направление к богатству, надо написать в город Лодзь на некий загадочный почтовый ящик № 367.
К слову, среднестатистическая зарплата в Царицыне, как и во всех городах страны, даже близко не приближалась к нескольким сотням рублей. Заработок железнодорожника составлял 30 руб., а уездного врача — 33. Поэтому, зная эти цифры, становится понятным: предложение «легко заработать» 300—600 руб. в высшей степени подозрительно и абсурдно и наталкивает мысль об откровенном разводе.
«Дармовые» украшения
Еще один развод по почте — «дармовое» предложение некоего общества о пересылке золотого кольца с имитацией драгоценного камня: «Даром для ознакомления с нашей фирмой высылаю всякому новейшего фасона массивное золотое кольцо 56-й пробы с чудным имитационным бриллиантом, ничем не отличается от кольца стоимостью 200 руб.». Правда, ниже указывается, что все-таки за колечко надо заплатить, и предоплата составляет 2 руб. 25 коп. Как уверяет продавец, это «только за вознаграждение рабочей платы». Ах, да и мы забыли — от покупателя требовалось еще заплатить 35 коп. за пересылку. Далее срабатывали на жадности покупателя — если он заказывал три и более кольца, то ему их отправляли бесплатно. Сомнительная акция — не указаны ни размеры колец, ни их внешний вид, зато деньги требуют вперед, играя на тщеславии — смотрите, как выгодно, ведь вы станете обладателем драгоценной имитации стоимостью в 200 руб.!
Сила бьюти-бизнеса
Одним из самых прибыльный бизнесов был и остается торговля красотой. Силу бьюти-бизнеса поняли и дореволюционные аферисты. Они предлагали немало средств, моментально убирающих седину и морщины. Но первую строчку рейтинга по разводу на деньги удерживают носовой формовщик и средства по увеличению дамского бюста.
Носовой формовщик представлял собой аппарат, который мог без хирургических операций якобы исправить малопривлекательную форму носа. По форме он чем-то напоминал намордник — только на нос, и его надо было регулярно носить. Стоило это «чудо» от 5 до 7 руб. Продавцы уверяли, что ими было выслано 60 тысяч штук формовщиков, и всем они помогли. Заказать его можно было в Риге, также имелись отделения в Берлине и Лондоне.
Женская проблема — увеличение груди — возникла в косметологии не сегодня. И мошенники, играя на стремлении женщин приобрести идеальные формы, предлагали различные чудо-методы. «Каждая из вас, уважаемая читательница, может развить свой бюст, увеличить его благодаря моему новому способу, методу Гренье». В чем заключается этот метод, не совсем понятно, но вышлите деньги по указанному адресу: Москва, Большая Дмитровка, дом такой-то, и вам пришлют удивительную брошюрку, которая откроет все тайны получения роскошного бюста.
Доверять, но проверять
Нельзя сказать, что жители Царицына были уж такими ушлыми людьми, но, видно, они сталкивались с обманом, поэтому были весьма осторожными. Именно поэтому проистекает требование предъявлять рекомендации при поступлении на работу — даже если дело касалось кухарки. Так, в «Царицынском вестнике» от 30 января 1915 г. можно прочитать: «Нужна опытная кухарка… с рекомендацией. Царицынская ул. Д. Перфильева, И. Е. Крупинскому».
В начале XX в. было нормой, когда через обращения в газеты помогали средствами семье, попавшей в трудное положение: или кормилец погиб, или дети заболели, или пожар случился. И газеты в каждом номере публиковали отчет — кто, сколько и кому перечислил. В газете «Царицынская мысль» от 13 апреля 1910 г. читаем: «Пожертвования поступило в пользу семьи Бушуева от г. Вермен — 5 руб., которые 11 апреля выданы жене Бушуева».
Наверняка, некоторые аферисты пытались играть на струнах добрых царицынцев и собирали средства, прикидываясь в бедственном положении, не находясь в таковом. Поэтому впоследствии перед обращением за помощью требовалось удостоверение кого-либо из авторитетов, например, приходского священника, врача или городового.
Досуг, построенный на обмане
Дореволюционный Царицын был городом контрастов. Здесь в 1885 г., раньше, чем во многих других российских городах, были установлены первые телефоны, появился лифт, впоследствии открыта крупнейшая биржа. В то же время, как пишет местный историк-краевед Г. Н. Андрианова, на Масленицу в городе выпивалось три тысячи ведер водки.
Но у царицынцев были и другие, более интересные развлечения. Крайне популярными становились синематографы. Перед сеансами публику «кормили» различными представлениями, в том числе мистическими чудесами. В модном тогда синема-театре «Модерн» почтенную публику приглашали на необычное «блюдо»: «Сегодня сверх чудной программы картин состоится гастроль всемирно известного гипнотехника А. Жозеф и его знаменитого ясновидящего медиума мисс Полин, которые в настоящее время являются единственными жанристами гипнотехники. Нет такого вопроса, на которые не дала бы ответ мисс Полин!»
В моде был и цирк, и какие бы цирковые труппы ни показывали своих представлений — от конного цирка семейства Труции до клоунады Дурова — всегда были аншлаги. Аншлаговые выступления дали в 1902 г. иллюзионист Роберт Ленц, и в 1903 г. — итальянец Бернарди. На афишах они завлекали, что представят все чудеса и тайн Индии, Персии и Китая. Однако и факиры, и их программы не имели никакого отношения к Востоку. Бернарди на глазах у всех исчезал и превращался то в Вагнера, то в Листа, о существовании которых многие из пришедших на представление и не догадывались — в то время как публика платила за «индийско-персидско-китайские чудеса»!
Наталья ЖУРБИНА.