Повреждение внутренних органов
1 марта исполнился год со дня вступления в силу Закона «О полиции», давшего старт очередной реформе МВД. Обычно такие праздники сопровождаются бравурными отчетами в СМИ, но на этот раз федеральная пресса была занята другим сюжетом на правоохранительную тему. 9 марта в одном из казанских отделений полиции был насмерть замучен задержанный по подозрению в мелкой краже Сергей Назаров. По заключению медиков, мужчина скончался после допроса с пристрастием от повреждения внутренних органов.
Генералитету МВД все труднее списывать подобные случаи на человеческий фактор, отдельные перегибы на местах и другие палочки-выручалочки любого номенклатурщика. Слишком уж много этого фактора и этих перегибов. Только теперь выясняется, что ранее в той же Казани в отделении пос. Юдино при загадочных обстоятельствах умер 45-летний замдиректора железнодорожного техникума Павел Дроздов. Как утверждает брат покойного, его родственника связали в позе «ласточка» — это и стало причиной гибели.
Совсем недавно в Санкт-Петербурге полицейскими был забит шваброй 15-летний Никита Леонтьев. После пыток в одном из вытрезвителей Томска умер журналист Константин Попов. А двух сотрудников омского трезвяка приговорили к условным срокам за пытки некой семейной пары электрическим током.
Конечно, можно по старой привычке пожаловаться на низкий социальный статус «человека с ружьем». Зарабатывают мало, бесятся от стресса — вот и отрываются на арестантах. Но ведь зарплаты не такие и низкие. С нынешнего года среднемесячное содержание лейтенанта полиции будет обходиться бюджету в 33 тыс. руб. чистыми. Многие врачи, педагоги, коммунальщики получают меньше, но доктор не травит пациента цианидом, а сантехник не бьет клиента вантузом. Кстати говоря, в Грузии при всей одиозности режима Саакашвили реформа полиции дала отличные результаты. Оклады тамошних копов сопоставимы с нашими, и ничего — не звереют.
Другой излюбленный аргумент руководства МВД — язвы общества, плотью от плоти которого является правоохранительная система. Вот тут хочется крикнуть: «Верю!», ибо куда ж от них, от язв, денешься. Непросто найти нормального Анискина в стране, в которой и силовики, и братва поют под водочку «Владимирский централ» (причем часто — за одним столом). Кстати, в Казани и Томске жертв изнасиловали бытовыми предметами, и как тут не вспомнить о лагерной традиции опускания…
Вроде бы отсечь здоровое от больного должна была переаттестация кадров, но теперь ее низкая эффективность экспериментально доказана. Среди тех, кто истязал Леонтьева и Назарова, а затем пытался покрыть их преступления, благополучно переаттестованные офицеры. Значит, реформа недостаточно радикальна, с одной стороны, и креативна — с другой.
Между тем история знает немало примеров, когда власть за считанные годы превращала разложившуюся силовую систему в идеально работающий механизм. И достигалось это не столько накачиванием зарплат, льгот и пенсий, сколько жестокими кадровыми чистками. Полной люстрацией, как в послевоенных Японии и Германии, где полицейский аппарат был сменен полностью. Или как в той же Грузии, где в одночасье уволили практически все руководство МВД, а новых людей принимали через массу психологических тестов, замеры ай-кью и проверку на полиграфе. Кстати, сегодня многие посты там занимают не офицеры с профильным образованием, а выпускники технических вузов. И, представьте, показатели снижения преступности и роста раскрываемости достигли западно-европейских.
Уже сейчас многие эксперты говорят о необходимости назначения министром внутренних дел Правительства РФ гражданского лица. Плюс тут один, зато убойный, — человек со стороны не будет связан с коллегами ни коррупционной пуповиной, ни кумовством. А значит, сможет провести по-настоящему эффективную переаттестацию. В свете этих предложений вспоминаются сталинские кадровые чистки начала 30-х, абсолютно сюрреалистические. Проверку штата в МХАТе тогда могли поручить кооперативу обувщиков, а чистку академии им. Плеханова — профсоюзу сталеваров. Скажете, это не метод XXI в.? А по-моему, все лучше, чем поручать переаттестацию милицейских генералов их партнерам по охоте, бане и бизнесу.
Максим ШИШКИН.