Главный архитектор Волгограда Александр Моложавенко рассказал об идеях реконструкции Центральной набережной
Созидать новое, сохраняя лучшее
В Волгограде завершается конкурс на лучший проект комплексного развития территории набережной им. 62-й Армии, объявленный губернатором Волгоградской области Сергеем БОЖЕНОВЫМ. Свое видение того, как должна выглядеть визитная карточка города, представили архитекторы. Оценить их работу в течение нескольких недель могли все желающие горожане. Голосование также было объявлено и на официальном портале администрации Волгоградской области. По условиям конкурса, мнение жителей — решающее. О ходе конкурса и связанных с ним ожиданиях волгоградцев мы поговорили с главным архитектором Волгограда, членом жюри конкурса проектов реконструкции Александром МОЛОЖАВЕНКО.
Мечта осталась на бумаге
— Набережную Волгограда давно называют уникальным проектом советской эпохи. Расскажите о том, как строилась набережная, и все ли задумки архитекторов были в то время реализованы?
— Волгоград очень часто изображали и продолжают изображать с реки. Главный архитектор нашего города 40 – 50-х гг. Василий Николаевич Симбирцев так описывал Сталинград: белый город на зеленом холме, а внизу голубая гладь реки. Эти три ключевых цвета — белый, зеленый, синий — и легли в основу проекта набережной. Хорошо представлена основная архитектурная ось — лестница, переходящая в Аллею Героев, а на вершине здание Советов — тогда высотная доминанта города. В эскизах все это смотрелось очень красиво и частично было реализовано.
В 70-е было начато строительство волгоградского речпорта – кстати, крупнейшего в Европе. Проектом набережной предусматривалось также создание благоустроенных зеленых зон, строительство нескольких культурных объектов, кафе, танцевального зала. Но это, к сожалению, так и не осуществилось. Причина в колоссальных объемах предстоящего строительства и соответствующего финансирования работ. В результате мы можем видеть сегодня лишь центральную часть набережной, которую предполагалось построить, без отдельных ее элементов.
Эйфелеву башню тоже когда-то хотели снести
— Большинство жителей города уверены в том, что набережной необходимо обновление, но выступают за сохранение ее исторического облика. Но у каждого свои идеи. Одни — за кафе, другие — против, одни — за Диснейленд, другие — за выставочный зал. Можно ли найти такое решение, чтобы набережная продолжала оставаться любимым местом отдыха горожан, визитной карточкой Волгограда и при этом сочетала в себе все современные элементы жизни города-миллионника?
— Признаюсь, это действительно очень сложно. Наблюдаемый сегодня интерес горожан к теме реконструкции набережной — это проявление той социальной активности, которую власти ждут от жителей. Нередко назначенные публичные слушания по важнейшим для города вопросам признаются несостоявшимися из-за отсутствия самих граждан. А в данном случае жители охотно высказывают свою позицию. Представленные на конкурс идеи — это профессиональный взгляд архитекторов. Горожане могут с чем-то не согласиться и возможно, будут правы. А бывает и наоборот: мало кому понравилась Эйфелева башня, установленная в 1889 году на время Всемирной выставки, было много критики по поводу ее внешнего вида, звучали предложения разобрать сооружение сразу же после закрытия выставки. А французский писатель Ги де Мопассан предпочитал каждый день обедать в Эйфелевой башне, говоря, что это единственное место в Париже, откуда не видно этой конструкции. Как мы знаем, Эйфелева башня не только осталась, но и стала самым узнаваемым символом Парижа.
Набережная для всех
— Александр Павлович, вы входите в состав жюри конкурса проектов по реконструкции набережной Волгограда. Когда станет известен победитель?
— Широкое обсуждение представленных на конкурс объектов подошло к концу. На очередном заседании жюри, я думаю, мы попытаемся повторно, со всех точек зрения, рассмотреть представленные проекты, учитывая высказывания и предложения жителей. Повторюсь, что мнение большинства не всегда является абсолютным. То, что подвергалось резкой критике, потом может стать неотъемлемой частью города. Мы постараемся принять взвешенное решение.
— Как житель Волгограда, вы наверняка бываете на Центральной набережной города, а как архитектор имеете свое представление о том, какой она должна быть сегодня и завтра. Что бы вы добавили нашей набережной, а что убрали?
— Считаю, что для такого объекта, как Центральная набережная, совершенно неприемлемо наличие каких-либо временных объектов — палаток, киосков, павильонов и т. д. Считаю, что там может появиться несколько архитектурных объектов, которые не будут спорить с основным ансамблем. Главной задачей должно стать развитие набережной на север и на юг вдоль берега. К слову, на недавних публичных слушаниях жители Ворошиловского района задали вопрос: а когда у нас появится своя набережная? Сейчас это, как мы знаем, только заросший травой склон. К концу этого года мы намерены сделать проектную документацию на строительство рокадной дороги, и, думаю, чуть позже мы также представим на суд граждан наши предложения о том, как будет развиваться эта территория у Волги.
Считаю, что нужно больше созидать. Сохранять и созидать. 90-е годы в этом отношении были провальными. Но сегодня у нас появилась надежда, что в Волгоград придут крупные инвесторы и мы будем создавать сооружения, достойные нашего города.
Беседовала Лариса КАРАУЛОВА.