Федор БОНДАРЧУК: «Сценарий «Сталинграда» поменяли после бесед с волгоградскими ветеранами»
Один из самых известных в России режиссеров современности Федор Бондарчук в Волгограде гость частый. Только за последние пару лет он трижды посещал город-герой. Как говорится, в связи с производственной необходимостью: сначала встречался с ветеранами, знакомился с военной хроникой, затем выбирал натуру для будущих съемок. В дни празднования победы в Сталинградской битве режиссер снова прибыл в Волгоград, чтобы лично пригласить местных ветеранов на премьеру своей картины «Сталинград».
— Конечно, последнее слово за дистрибьюторами, но, думаю, никто не будет против показать картину сначала именно ветеранам, — считает Федор Сергеевич. — Так было и с «9 ротой», когда мы организовали несветский показ для «афганцев».
Премьера фильма намечена на октябрь 2013 г.
За основу сценария были взяты дневники защитников города и свидетельства очевидцев. Многочасовые интервью с фронтовиками команда Бондарчука записывала как в Волгограде, так и в Москве.
— Автор сценария Илья Тилькин после таких встреч переписал несколько ключевых сцен, — говорит режиссер. — Каких именно, не скажу, пока секрет. Ветераны поймут, когда увидят.
Ранее Бондарчук отмечал, что сама история жизни и спасения 18-летней девушки, единственной выжившей в полуразрушенном доме в осажденном городе, взята как раз из таких воспоминаний.
— У нас нет генералов, призывов «За Родину в бой!», я не исследую хронику войны, — продолжает он. — Это история пяти человек и дома, в котором они оказались во время сталинградского сражения. Три ночи, которые меняют их жизнь. «Сталинград» — это повесть о жизни и любви на фоне исторических событий. Вот этот фон мы и постарались сделать максимально реалистичным.
Максимально реалистичный фон, как ни странно, съемочная группа нашла не на Волге, а на берегу Финского залива в Санкт-Петербурге. Здесь был построен Сталинград в миниатюре. Съемки шли в течение пяти месяцев.
— Это в 40 минутах езды от центра Питера. Здесь снимался первый блок фильма — переправа (первоначально именно его планировали снимать на Волге. — Прим. автора), — рассказывает он. — Компьютерной графикой мы не увлекаемся, поэтому в нашем фильме есть в достаточном объеме художественная натура. Зачем что-то дорисовывать, если есть все настоящее — оружие, костюмы тех времен. Нам во многом помогают реконструкторы. Самолеты — да, отчасти будет графика.
По некоторым данным, в мини-Сталинграде воссоздали не только волжский причал, но и Дом Павлова, и даже знаменитый фонтан «Детский хоровод». Правда, уже сейчас, отвечая на вопрос о критике, Федор Сергеевич предсказывает, что именно может не понравиться историкам. Неточности в географическом положении достопримечательностей, которые, несомненно, будут, он намерен перекрыть эмоциональным накалом.
Что касается актеров, то Бондарчук решил отдать предпочтение малоизвестным российским актерам, которые уже снимались в фильмах Бондарчука, — Петр Федоров, Мария Смольникова, Янина Студилина и другие. Из иностранных — Томас Кречманн, который сыграл в таких нашумевших лентах, как «Пианист», «Пророк» и «Кинг-Конг». Одну из главных женских ролей получила 27-летняя Янина Студилина. Девушка сыграла в молодежном сериале «Ранетки».
— Янину никто не узнает в «Сталинграде», — признается Бондарчук. — Это совершенно иная актриса, глубокая. В целом я люблю работать с дебютантами, и, как показывает время, у многих из них потом складывается неплохая актерская карьера. Те, кто уже видел рабочий вариант картины, отмечают именно сильную актерскую составляющую проекта.
В настоящее время уже закончены съемочный и монтажный периоды. Сейчас идет работа над музыкой. Процесс возглавляет Анджело Бадаламенти — композитор «Дороги на Арлингтон», «Академии смерти» и других известных лент, известный также по работам с Дэвидом Линчем. А до конца февраля продюсерская группа обещает определиться с дистрибьюторской компанией.
«Сталинград» обещает войти в историю как первая российская картина формата 3D IMAX. Со съемочной группой сотрудничали зарубежные сценографы четвертого «Спайдермена» и «Хоббита».
Но все же, как отмечают создатели, на первом месте в картине Бондарчука не спецэффекты, а атмосфера одной из самых страшных битв в истории человечества.
Елена ПРОХОРОВА.