Выбран самый экологичный проект продолжения моста через Волгу
Строительство третьего пускового комплекса мостового перехода в Среднеахтубинском районе взято под строгий контроль общественности. При Волгоградской областной Думе создана и действует рабочая группа экологического совета. В её состав вошли учёные-экологи, строители, реготделения ОНФ, природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» и местные жители. Со своей главной задачей коллегиальный орган успешно справился: из всех вариантов масштабного проекта был выбран самый экологичный.
Очень важные километры
Мостовой переход через Волгу – сооружение знаковое. После того, как проект будет полностью реализован, регион получит серьёзный экономический импульс. Мостовой коридор входит в транспортный коридор федерального значения. Объект открывает новые перспективы для экономического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Средней Азии, с Китаем.
Первые два объекта комплекса уже введены в эксплуатацию: в 2009 году был открыт мост через Волгу, а в начале нынешнего лета потоки машин принял новый мост через Ахтубу.
Теперь необходимо проложить автомагистраль, которая соединит между собой эти объекты. Она просто жизненно необходима.
Интенсивность движения на действующей сейчас старой трассе выросла в несколько раз. Люди, проживающие в посёлках рядом с дорогой, просто задыхаются от выхлопов и дыма. Шум, который создаёт бесконечная «лавина» из десятков тысяч «железных коней», выносить тоже невозможно. Количество ДТП на этом участке поражает даже видавших виды сотрудников ГИБДД: за два года пострадали 109 человек. Десять из них погибли, среди них двое детей.
Важность новой транспортной артерии ни у кого не вызывает сомнения. Но проект не мог не вызвать общественного резонанса, так как часть магистрали, как ни крути, пройдёт через уникальный природный парк -- Волго-Ахтубинскую пойму.
Власти и общественники объединили усилия, чтобы спасти пойму и выбрать самый оптимальный и экологичный вариант. В конце августа в Волгоградской областной Думе при экосовете была создана рабочая группа по мониторингу экологической ситуации при проектировании и строительстве комплекса. Этот «некабинетный» орган стал надёжным посредником между проектировщиком, подрядчиком и жителями, заинтересованными в получении достоверной информации о реализации проекта.
Во вторник состоялось заседание рабочей группы. К разговору были приглашены многочисленные эксперты, а также разработчики проектной документации. «Нам важно убедиться, что предлагаемый проект будет реализован при наличии всех необходимых разрешительных документов и с наименьшими экологическими потерями», – отметила председатель парламентского комитета по охране окружающей среды и природопользованию, руководитель Экологического совета при Волгоградской областной Думе Ирина Соловьева.
Тщательный выбор — залог успеха
Экспертам представили четыре варианта строительства трассы.
По мнению специалистов, самой нежизнеспособной является разработка, сделанная ещё в 1990 году: трасса должна пролегать по уже существующей дороге около жилой застройки, что противоречит новым требованиям строительства. К тому же проект требует сноса части жилых домов и возведения насыпи, разделяющей надвое один из посёлков. При всем при этом под топор должны были пойти 30 тысяч деревьев. Эксперты категорически отказались от такого варианта.
Согласно другому проекту трассу предлагается пустить по левому берегу ерика Верблюд. Но из-за рельефа этой местности придётся строить двухкилометровую эстакаду и тоже вырубать лесной массив. А ещё это спровоцировало бы изменение руслового ложа и береговой линии, что привело бы к гибели зелёных насаждений. Новая трасса также отрезала бы доступ местных жителей к излюбленному месту отдыха.
Ещё один вариант предполагал строительство трассы по правому берегу ерика Верблюд. Он тоже требует строительства двухкилометровой эстакады, что повлечёт уничтожение множества деревьев и размыв береговой линии.
А вот проект, который при рассмотрении рабочей группы был обозначен номером один, получил единодушное одобрение.
Минус 1 – плюс 15
Чем же отличается эта разработка? Определяющим фактором стала его экологичность. Согласно проекту негативное влияние на природу в месте прохождения трассы будет самым минимальным — оно затронет всего 0,2% от общего количества растущих в пойме деревьев. Но даже эти потери планируется компенсировать новыми посадками, причём с превышением в 15 раз! Такого масштабного озеленения в регионе ещё не было. Речь идёт о 235 тысячах саженцев, из которых 103 тысячи – дубы, сосны и тополя. Акцент будет делаться на районированные растения с хорошей приживаемостью.
К слову, академик РАН главный научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт» Константин Кулик заявил: пойменным деревьям крайне необходимо обновление. Назвать их реликтовыми можно с огромной натяжкой, так как дубы в природном парке стали пропадать много десятилетий назад в результате регулирования стоков.
Ослабленность пойменных лесов подтверждает заместитель директора филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» Центра защиты леса Волгоградской области Александр Олейников.
«84% деревьев, которые попадают под снос, очень пожилые и больные. Именно такие включают и в план санитарной вырубки, – отметил специалист. – Мы постоянно отслеживаем ситуацию в природном парке и ведём надзор за очагами вредителей. В прошлом году из-за угрозы распространения болезней было рекомендовано удалить 28 гектаров. Это несравнимо с теми гектарами, которые предлагается вырубить при строительстве дороги. При этом компенсационные посадки, как видим, планируется провести в гораздо большем объёме».
Работа предстоит масштабная, и местные жители уже выразили желание участвовать в озеленении, обратившись с такой инициативой в администрацию Среднеахтубинского района.
«Сейчас готовится проект по лесовосстановлению, где будет детально расписан каждый шаг, – отметила председатель экосовета Ирина Соловьева. – К высадке саженцев можно приступать, не дожидаясь предстоящих строительных работ и сноса деревьев. Такое предложение мы внесём в перечень рекомендаций по итогам состоявшегося заседания».
Выбранный проект получил широкую поддержку, а это значит, что никаких препятствий для его реализации не возникнет.