Доходы и расходы партийных касс могут стать предметом аудиторских проверок
Золото партий
Министерство юстиции России выступило с предложением подвергать аудиторской проверке все политические партии, потратившие за год более 60 млн руб. Согласно проекту закона также предлагается проверять партии, которые за год пополнили свою бюджет на сумму в 60 млн руб. и более. По мнению чиновников, это повысит прозрачность расходования партийных средств. Эксперты «Городских вестей» размышляют, сможет ли такая мера сделать финансовые потоки партий более открытыми.
Как подчеркнули в Министерстве юстиции РФ, аудиту подвергнутся не все организации, а лишь те, которые пополнили партийную копилку или, наоборот, опустошили ее за год на 60 млн руб. Отметим, что таких партий пять. Это четыре парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР), а также партия «Яблоко». Все они по итогам выборов 2011 г. набрали более 3% голосов избирателей, поэтому получили право на бюджетное финансирование.
В 2012 г. сумма бюджетных грантов была увеличена. Теперь такие политические партии получают по 50 руб. за каждый голос избирателя. Соответственно, все эти организации получают из государственного бюджета больше 60 млн руб. в год. И, соответственно, могут быть подвергнуты проверке. К примеру, по данным газеты «Новые Известия», доход «Единой России» за год превышает 1 млрд руб., КПРФ — около 600 млн руб.
Законопроект предполагает увеличить сумму пожертвований, полученных партией от одного физического лица, до 4 млн 331 тыс. руб. Этой же суммой ограничиваются размеры членских и вступительных взносов. «Указанное нововведение повысит прозрачность финансирования политических партий, а также косвенно будет стимулировать политические партии к привлечению новых членов и, следовательно, повышению общественной значимости политических партий», — говорится в тексте документа. В настоящее время сумма партийных взносов не ограничивается. А максимальный размер пожертвования от физического лица составляет 433 тыс. руб.
Андрей СЕРЕНКО, координатор клуба экспертов Волгограда:
— Внимание Министерства юстиции к финансам партий понятно. Сегодня, когда Россия возвращается к действительно значительному числу политических игроков (а уже сегодня процедуру официальной регистрации прошли свыше 60 партий), контроль над ними будет гораздо более сложной вещью. Как известно, лучший способ контроля — это знание финансовых потоков, за счет которых живет та или иная политическая сила. Далеко не все создаваемые сегодня партии займутся исключительно политической деятельностью. Как это уже было в 90-е гг., некоторые, скорее всего, будут созданы под определенные коммерческие цели. Поэтому контроль за такими псевдополитическими образованиями крайне необходим.
Виталий АРЬКОВ, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com:
— Предвидя крик оппозиционных партий по поводу якобы грядущего финансового прессинга, отмечу, что скрупулезный аудит партийных касс — это совершенно нормальная практика для всех стран Европы. Делать это, на мой взгляд, необходимо. Вместе с тем лично я не уверен, что в случае принятия этого закона доходы и расходы политических партий станут совершенно прозрачными. Соответственно это не слишком повлияет на финансовую сторону избирательных кампаний, которые как проводились с использованием средств, не входящих в избирательные фонды, так и будут проводиться.
Александр СТРИЗОЕ, профессор, доктор философских наук:
— Проверка финансовой деятельности нашим политическим партиям точно не помешает. Все будет зависеть от того, как этот аудит будет осуществляться и какие последствия понесет проверяемая партия в случае обнаружения несоответствий. Не думаю, что после возможного принятия законопроекта ситуация с финансами партий радикально изменится. И тем не менее я, скорее, за эту инициативу: чем больше контроля — тем больше партийного порядка.
Елена ШАРКОВА, директор МУП «Городские вести»:
Имея довольно большой опыт работы в региональном исполкоме партии «Единая Россия», могу сказать, что финансовую деятельность Волгоградского отделения ЦИК партии держал под постоянным контролем — столичные ревизоры бывали часто, и по окончании каких-либо партийных акций исполком был буквально завален финансовыми отчетами. Коллег из других партий проверяли реже. Вообще, в смысле финансов неважно, большая это партия или карликовая: деньги в любом случае любят счет. И чем больше объективной информации о золоте или серебре партий, тем лучше — такая прозрачность оставляет меньше лазеек для коррупционных явлений, нецелевого использования средств и других нарушений. Но информация действительно должна быть профессиональной, непредвзятой и открытой для всех заинтересованных сторон. Вопрос заключается в том, какие аудиторские агентства и по какой методике будут проверять партии на финансовую чистоту и каким образом эта информация появится в публичном пространстве.
Сергей ФЕДОРОВ.