16+
Подробности

Для строительства железной дороги по воде пригнали 10 немецких паровозов

Из Царицына в Грязи

Во второй половине XIXв. набирающая силу капиталистическая система дает новый сильный толчок развитию Царицына. Интенсивность торговых связей в промышленно развивающейся России возрастает с неимоверной скоростью, и пути, пролегающие по Волге через Царицын, по которым непрерывными потоками идут вереницы обозов, все чаще привлекают промышленников. В это время встает вопрос о строительстве нового технического средства передвижения — железной дороги.

По царскому повелению

В декабре 1858 г. в Петербурге создается акционерное общество Волго-Донской железной дороги, учредителями которого были Павел Мельников, один из руководителей главного управления путей сообщения, Николай Новосильский, статский советник, и Василий Кокорев, известный винный откупщик. Предполагалось, что железная дорога будет устроена между х. Климовским близ Царицына на Волге и затоном Калачевским на Дону. Таким образом, первые 25 верст от Царицына должны были проходить в пределах Саратовской губернии, остальные 47 — по землям Войска Донского. План строительства железной дороги был утвержден царем Александром II, и в 1859 г. акционерное общество Волго-Донской железной дороги начало стройку.

Из Петербурга водой пригнали 10 старых немецких паровозов с дровяным отоплением. Этот факт вызвал возмущение среди русских специалистов, так как уже вступил в строй Александровский казенный завод, выпускавший мощные локомотивы. А вот шпалы для дороги изготовлялись в самом Царицыне, рельсы — на Урале, на демидовских заводах. Ширина колеи дороги планировалась 5 футов.

Под боком — доска, в голове — кулак

Сколько отдано жизней на возведении железнодорожного пути, до сих пор неизвестно. Строительные работы развернулись с весны 1859 г. Подрядчик Г. Гладин навербовал более 2 тыс. крестьян в Смоленской, Тверской и Вологодской губерниях, которых при перевозке в Царицын чуть не уморил голодом. Некрасовский журнал «Современник» с гневом писал, что, по признанию самого учредителя Василия Кокорева, рабочие «питались за неимением хлеба жеванием сухой крупы». И в Царицыне завербованные были брошены чуть ли не на произвол судьбы. «Они были… высажены на берег и пущены в голую бесплодную степь, а затем их разместили в ямах, где устроены по обеим сторонам нары, на которых нет ни соломы, ни рогожек: под боком — доска, в голове — кулак… — сообщал журнал. — Но зато в видах какой-то безопасности рабочих, что ли, мы не знаем, подрядчик Гладин расставил казаков с саблями и нагайками не только по всем пунктам пребывания рабочих, но даже и у лазарета».

Розгами и нагайками

В каждой такой яме размещалось по 30 человек. Из-за простуды, антисанитарии и плохого питания начались массовые болезни. Но на всю стройку — на десятки километров — предусмотрены были один врач и один фельдшер. Не замедлили явиться тиф и холера. К осени 1859 г. от болезней и истощения умерло около 500 человек. Многие разбежались по домам. С 19 по 29 мая 1860 г. со стройки убежало 853 человека. Люди осмелились пожаловаться царицынскому городничему Трескину, самодуру и взяточнику. В ответ на жалобу городничий пригрозил рабочим, что «если они еще раз осмелятся пожаловаться на хозяина, то получат должное возмездие, от которого им небо покажется с овчинку». И тем не менее, прождав около двух недель и не получив положительного ответа, строители бросили работу — до тех пор, пока не будут выполнены их требования.

Подрядчик Гладин обратился к полицейским властям, и те приказали рабочим немедленно возобновить работы, пригрозив розгами. Однако землекопы проявили решительность, продолжая ждать от подрядчика «нерушимого» слова в исполнении условий договора. Тогда Трескин с квартальным надзирателем, стряпчим и начальником инвалидной команды собрали недовольных и распорядились высечь 20 человек. В их числе был наказан 150 ударами и 64-летний старик. Трескин всячески издевался над рабочими, рвал им бороды, бил ногами.

Верхи не хотели, а низы не могли

После этого бегство еще более усилилось. Сумевшие добраться до Новочеркасска 204 рабочих обратились с жалобами к наказному атаману Войска Донского Дундукову-Корсакову, о чем он 8 июня 1860 г. телеграфировал военному министру. В ответной телеграмме тот потребовал от атамана, чтобы рабочие были возвращены к месту работы, «хотя бы пришлось употребить строгие меры», одобренные, кстати, государем-императором.

Волнения строителей Волго-Донской железной дороги влились в общий поток народной борьбы против крепостничества в период революционной ситуации 1859—1861 гг. Однако ситуация не привела к революции — народ был еще не в состоянии подняться на открытую борьбу за свободу.

Кони впереди паровоза

Через три года каторжного труда работы завершились. Торжественное открытие дороги состоялось 5 мая 1862 г.

«На длиннотрубном паровозе повесили флаг. Впереди поскакали двое конных, отгоняя скотину с пути. Желающих прокатиться на «чудо-машине» не было. Сели сами рабочие. Среди зрителей было много дубовских фурщиков, приехавших посмотреть на «железного соперника», — писал корреспондент «Волго-Донского листка».

Построенная буквально на костях железная дорога обошлась государственной казне в 4,8 млн руб. В газете «Саратовские губернские ведомости» от 9 июня 1862 г. есть официальный отчет о первом месяце эксплуатации Волго-Донской железной дороги. В нем сообщается, что регулярное коммерческое движение на дороге началось 27 апреля 1862 г. На первых порах из-за недостатка подвижного состава продолжались и гужевые перевозки. Но судьба их была решена. С 1886 по 1870 гг. объем перевозок увеличился почти в 2,5 раза.

Поверстный тариф в вагонах 1-го класса составлял 3 коп., второго — 2,5 коп. Это было почти в два раза больше, чем в среднем за день зарабатывал рабочий.

Все станции дороги были соединены телеграфной связью.

В штат служащих кроме железнодорожных специалистов с 1871 г. входили два доктора, два фельдшера, чертежник и журналист (!).

Подвижной состав Волго-Донской железной дороги состоял из 6 вагонов багажных и 341 вагона товарного, 8 паровозов товарных, 2 паровозов пассажирских, 10 вагонов пассажирских (считая 1 императорский).

Затраты на строительство железной дороги окупились довольно быстро. К 1868 г. было перевезено более 22 тыс. пассажиров, 2662 военнослужащих, 811 служащих. В 1869 г. поверстный валовой доход составил 7063 тыс. руб. и был самым высоким на железных дорогах России. Среди грузов главным был лесной товар, затем хлебный, железный, рыбный, мануфактурный, а также соль.

Цифра:

7063 тыс. руб. составил поверстный валовой доход на Волго-Донской железной дороге в 1869 г. Это был самый высокий показатель среди железных дорог России.

Врезка:

Поверстный тариф в вагонах 1-го класса составлял 3 коп., второго — 2,5 коп, что было почти в два раза больше, чем в среднем за день зарабатывал рабочий.

В тему:

— В 1925 г. станция Царицын-1 была переименована в Сталинград-1.

— С первых дней Великой Отечественной войны работникам станции и вокзала Сталинград-1 пришлось выдержать огромную нагрузку. В город ежесуточно прибывало по 20—25 тыс. человек. 23 августа 1942 г. во время интенсивной бомбардировки вокзал был разрушен.

— Современное здание вокзала станции Волгоград-1 построено в 1954 г. по проекту архитекторов А. Куровского и С. Брискина.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

22 Дек, Общество

Волгоградцам назвали пять самых популярных автомобилей

22 Дек, Происшествия

Под Волгоградом грузовик «Мерседес Бенц» столкнулся с трактором и опрокинулся

22 Дек, Здоровье

Врач Усеева запретила волгоградцам пить воду утром натощак

22 Дек, Общество

В ЦПКиО зажглись огни главной новогодней елки Волгограда

22 Дек, Происшествия

В Волгограде вновь горел заброшенный цех ВГТЗ

22 Дек, Общество

Что запрещается 23 декабря, чтобы отличить добро от зла

22 Дек, Общество

Волгоградцы хотят на Новый год деньги или премию

22 Дек, Общество

Волгоградцев предупредили о блокировке WhatsApp

22 Дек, Общество

Под Волгоградом в строящемся храме провели службу

22 Дек, Происшествия

Под Волгоградом во время пожара в доме и гараже погиб мужчина

22 Дек, Общество

7,7 тысяч волгоградцев прошли обучение в школах долговременного ухода

22 Дек, Происшествия

В Камышине столкнулись два «ВАЗ», пострадали двое

22 Дек, Общество

16900 готовы потратить волгоградцы на образ к новогоднему коропоративу

22 Дек, Происшествия

В Волжском водитель «Нивы Шевроле» насмерть сбил пешехода и скрылся

22 Дек, Общество

В Волгоградской области вновь два "желтых" уровня погодной опасности

22 Дек, Экономика

260 млн рублей получил волгоградский АПК в поддержку

22 Дек, Происшествия

Под Волгоградом женщина-водитель опрокинула «Форд Фокус» в кювет

22 Дек, Общество
Фото: Администрация Волгоградской области

В центре Волгограда уберут паутину проводов

22 Дек, Общество

В Волгограде утверждена программа новогодних и рождественских праздников

22 Дек, Общество

В Волгограде из канализации достали бревно

Календарь