Дореволюционная мода старалась превратить детей в мини-копию взрослых
Для многих современных детей с 1 сентября завершается вольная жизнь в выборе одежды, потому как во многих школах введена школьная форма. Но им еще повезло — в дореволюционные времена все гимназисты и гимназистки на все годы учебы забывали о моде, потому как в соответствии с правилами, принятыми Министерством народного просвещения 14 июля 1889 г., учащиеся круглогодично должны были ходить в форме. Даже в летние каникулы. Детская и подростковая мода дореволюционных лет была намного жестче и деспотичнее, чем нынешняя. И если бы современная ребятня знала, что такое чулки, корсеты, ботинки на кнопках, шляпы и зонтики, она бы еще больше полюбила свои демократичные джинсы, футболки и кеды.
Прелестные фасоны для малышек
Дореволюционную детскую моду можно разделить на несколько периодов, среди которых выделяли младенческий, предгимназический, гимназический и прочие. Так описывают малышковую моду для девочек в майском выпуске журнала «Весь мир» от 1915 г.: «Прелестны фасоны платьев для маленьких девочек, по большей части, широкие. Платьица для крошек представляют собой кокетку, к которой пришивается блуза, вся состоящая из прямых, свободных плиссированных складок. Более удобного костюма для маленького создания, тельце которого нуждается в прикосновении свежего воздуха и солнечных лучей как цветы или свободные зверьки, и придумать нельзя».
Согласитесь, более сентиментальный и возвышенный слог, сравнивающий детей с цветами или свободными зверьками, нуждающимися в свежем воздухе и солнце, и придумать нельзя.
«По парижским моделям»
Где-то с 4—5-летнего возраста у детей, живших в начале XX в., начинался другой период моды. «Для детей постарше, — читаем в журнале «Весь мир» от 1915 г. выпуска, — конечно нужны платья более красивых и изысканных фасонов, в них уже проснулось естественное стремление к красоте, хотя понимание ее может быть еще очень своеобразно. Нынешние платья для девочек с 4-х и старше лет, удовлетворяют это стремление. Английские вышивки, ленты, которые надеваются ниже пояса, оборки и плиссэ на платьицах детей, служат украшением и ласкают детский взгляд».
Читая об отделке нарядов, создается впечатление, что детской моды как таковой в дореволюционное время не существовало: родители одевали своих чад практически во взрослые наряды, только уменьшенной копии.
В известном на все Поволжье модном магазине Макеева, что находился в то время в Саратове, был большой ассортимент детской одежды, причем наряды были изготовлены «по парижским моделям». Если прочитать список тех вещей, которые предлагал ребятам модный магазин, складывалось впечатление, что речь шла не о детях, а о гардеробе взрослой щеголихи. Итак, в магазине Макеева продавались детские шубы, пальто, костюмы, накидки, платья, фартуки, шапки, шляпы, капоры, муфты, чулки, перчатки и многое другое.
Популярность морского стиля
Но в конце XIX — начале XX в. существовало одно направление в детской одежде, которое было прекрасно адаптировано для детства, — это матросский стиль. Здесь и свободный крой, и укороченные штанишки для мальчиков, и приемлемая длина юбок для девочек. Одна из причин популярности морского стиля — увлечение в Царицыне и других поволжских городах речными прогулками на пароходах, которые курсировали по речным артериям Российской империи: «А. Грибоедов», «Лермонтов», «Достоевский», «Островский», «Великая княгиня Мария Павловна», «Некрасов»…
Речные прогулки были непродолжительные — по 2—4 дня, но в это время взрослые старались «выгулять» по палубам свои лучшие наряды, не забывая наряжать и деток. Ребятня была в костюмчиках, декорированных полосками, отсылающими к тельняшкам, в которых превалировал белый цвет с применением синего, голубого или красных тонов.
Смекалка в помощь
Конечно, не всем по карману было приобрести детские мантильки и матросские курточки. Но хозяйки, которые стремились прилично одеться сами и нарядить своих детей по моде, всегда находили разного рода лазейки. В дореволюционные времена все представительницы прекрасной половины человечества независимо от сословий и достатка — будь то дочка рабочего, дворянина или дщерь купца 1-й гильдии, умели годам к восьми отлично шить, вышивать и вязать.
По рукам ходили выкройки, снятые, к примеру, с дорогих, но не носимых уже хозяйских вещей, подаренных прислуге. Вещи распарывались, и ими пользовались как лекалом. Брались недорогие ткани, а в помощь были новоизобретенные механизмы — тогда все доступнее становилось приобретение разного рода вязальных и швейных машинок, помогающих упростить изготовление одежды.
Безоговорочное табу
Несмотря на максимальный перенос взрослой моды в детскую, у последней были определенного рода табу. В детской, даже самой дорогой одежде, вы никогда не найдете элементов, апеллирующих к сексуальности. У мальчиков никогда не было приталенных пиджаков и жилетов, а у девочек — декольтированных платьев, черных атласных нижних юбок, перьев, косметики и духов. Даже корсеты девочки носили не для подчеркивания талии, а для формирования красивой осанки — с вшитыми в корсет пластинками спину за столом особенно не согнуть. Были позволительны ленты, перчатки, крошечные зонтики, шляпки. Из отделок много защипов и защипчиков, окантовок, планок — этот столь многочисленный декор привольно размещался на детских платьицах, пиджачках и пальто. Особенно мастера портновского искусства любили украшать детские одежки пуговицами, которые чаще всего выполняли не практическую функцию, а исключительно декоративную.
Всегда в форме
Войдя в гимназический возраст, если верить «Правилам для учащихся гимназий, принятых Министерством народного просвещения, от 1889 года», «вне дома ученики всегда обязаны быть в одежде установленной формы». В летнее время, приблизительно с мая по сентябрь, при теплой погоде и по желанию родителей ученикам дозволяется носить облегченную гимназическую форму. Если на улице прохладно, то в летнее время ношение зимней одежды не воспрещалось — однако «смешение некоторых частей летней формы с принадлежностями зимней одежды не дозволяется». Так же, как гласит пункт № 3 «Правил», — «платье должно содержаться в полной справности и чистоте».
Юношам и барышням, строго запрещалось носить форменную одежду даже с крохотными украшениями — брошками, кольцами, часовыми цепочками и прочим. «За нарушение вышеизложенных правил ученик должен быть подвержен по постановлению педагогического совета строгому взысканию, а в более важных случаях немедленному увольнению из учебного заведения». Последний вариант наказания более чем суров — интересно, чем же надо было украсить себя, чтобы так сильно разозлить гимназических наставников?
Наталья ЖУРБИНА.